Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы рядом с нами"»
Предлагаем вашему вниманию урок русского языка по теме «Фразеологизмы», разработанный на инновационной игровой основе.
Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: Фразеологизмы рядом с нами. Цели:
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Задачи урока.
Обучающая :
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая :
развитие познавательного интереса ;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: обобщение пройденного материала Технология: Игровая
Ход урока I. Организационный момент (5 минут) Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нам с вами предстоит вспомнить все, что мы изучили на прошлом уроке. Эти знания помогут вам правильно выполнять задания нашей игры. Мы заранее поделили вас на две команды, а дома вам нужно было придумать название и выбрать капитана. Капитан озвучивает ответы своей команды. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценивать ваши ответы будет жюри.( Представление жюри и команд) II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) Учитель: Отлично! Предлагаю вспомнить что же такое лексика и фразеология. Что называют фразеологизмами? Для чего они нужны? (Примерные ответы учащихся: Лексика-раздел науки о языке, который изучает значение слов. Фразеология- раздел русского языка, который изучает устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы обогащают речь, делают ее ярче.)
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня вам нужно будет подружиться с фразеологизмами, потому что именно они приведут вас к победе! Предлагаю начинать! Вам желаю удачи! III.Актуализация знаний
Учитель: А вот и первое задание! Я буду зачитывать вам первую часть фразеологизмов, ваша задача-их продолжить! (3 минуты) Смотреть правде (в лицо) Куда глаза (глядят) Как ветром (сдуло) Вставлять палки (в колеса) Как кот (наплакал) Сидеть сложа (руки) Бежать со всех (ног) Держать язык (за зубами) Учитель: Прекрасно! Но не стоит расслабляться, ведь дальше будет сложнее! Задание №2. Мало знать фразеологизмы, надо еще понимать их лексическое значение. Будьте внимательны! Здесь легко обмануться!( 2 минуты) 1) хоть пруд пруди (много)
2) кто во что горазд ( по-разному) 3) рукой подать (близко) 4) куда ноги несут (в неизвестном направлении) 5) приводить в бешенство (раздражать)
6) кот наплакал (мало) Учитель: Еще одно задание выполнено блестяще! Жюри сейчас выставит баллы командам. А вы получаете ребус. В нём зашифрован фразеологизм. На это задание у вас 2 минуты.
Ответ: бить баклуши
Учитель: Молодцы! В ребусе был зашифрован фразеологизм “Бить баклуши”. А что он означает? (Примерный ответ детей: Ничего не делать, бездельничать) Учитель: Пока вы разгадывали ребус, мне в руки попало странное письмо. Ничего не понятно, может быть, вы мне поможете разобраться? Привет, Андрей. У меня все прекрасно! Только вот в школе кто-то постоянно ставит мне дрова в колеса. Из-за этого пришлось вчера прогулять школу. Но мама узнала и намылила мне уши за это! Это уже не первый мой прогул в этой четверти. Учитель истории говорит, что оценок плохих у меня птицы не клюют и учусь я,спустя воротник. Надеюсь, что у тебя всё отлично! Пиши! Жду с нетерпением твоего письма! Твой друг, Петька. Учитель: Что скажете, ребята? Всё ли в порядке с этим письмом? (Примерные ответы учеников: Петька допустил ошибки в употреблении фразеологизмов) Задание № 3. Исправьте ошибки и подумайте о том, что нужно сделать Пете, чтобы избежать проблем в школе. (4 минуты) (Примерный ответ учеников: Привет, Андрей. У меня все прекрасно! Только вот в школе кто-то постоянно ставит мне палки в колеса. Из-за этого пришлось вчера прогулять школу. Но мама узнала и намылила мне шею за это! Это уже не первый мой прогул в этой четверти. Учитель истории говорит, что оценок плохих у меня куры не клюют и учусь я, спустя рукава. Надеюсь, что у тебя всё отлично! Пиши! Жду с нетерпением твоего письма! Твой друг, Петька. Пете нужно не прогуливать школу и исправлять свои оценки.) Учитель: Конечно, ребята, вы правы. Школу прогуливать нельзя, ведь здесь вам дают знания. И именно эти знания помогли вам заработать баллы в нашей игре. IV. Рефлексия Учитель: А пока жюри подсчитывают баллы, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке. Напишите в своих тетрадях 2-3 предложения о том, насколько вы довольны своей работой, что получилось, а в чем возникли трудности. V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание: Придумать сказку о происхождении любого фразеологизма.