kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы слова. Окончание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представления о словах с нулевым окончанием и словах, не имеющих
окончания, для развития умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова, составлять из деформированных слов предложения,
а из предложений – текст, записывать составленный текст

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают написание изучаемых слов с непроверяемым написанием, умеют пользоваться словарями; знают о существовании слов, не имеющих окончания; умеют различать слова с нулевым окончанием и слова без окончания; участвуют в устном общении на уроке; составляют предложения из слов, текст из предложений; понимают тему и главную мысль текста.

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание; участвуют в общей беседе, совместной
деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы слова. Окончание.»

ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представления о словах с нулевым окончанием и словах, не имеющих
окончания, для развития умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова, составлять из деформированных слов предложения,
а из предложений – текст, записывать составленный текст

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают написание изучаемых слов с непроверяемым написанием, умеют пользоваться словарями; знают о существовании слов, не имеющих окончания; умеют различать слова с нулевым окончанием и слова без окончания; участвуют в устном общении на уроке; составляют предложения из слов, текст из предложений; понимают тему и главную мысль текста.

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание; участвуют в общей беседе, совместной
деятельности

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Терпенье и труд все перетрут

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Выполните упр. 149 учебника: спишите слова, раскрыв скобки. Выделите окончания. Какие окончания у слов «стол» и «ужин»? Вопрос вызвал затруднение?

Значит, сегодня на уроке нужно
с этими трудностями справиться. Сегодня мы познакомимся со словами, имеющими нулевое окончание и не имеющими окончаний вообще

Выполняют упражнение. Обнаруживают недостаточность знаний для выделения окончаний в указанных словах. Вместе
с учителем формулируют цель работы
на уроке

П – осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуж-дения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа
по вопросам, правильное обозначение окончаний в предложенных словах

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с теоретическим материалом
(учебник, с. 82)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Какой же информации не хватает вам для решения поставленной задачи? Найдите в учебнике
(с. 82) и прочитайте информацию о том, что такое нулевое окончание и как оно обозначается.

– Обозначьте окончание в словах «стол» и «ужин»

Читают в учебнике определение нулевого окончания. Обозначают его в указанных словах

П – используют поисковое чтение, осознают цель
чтения.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и по инструкциям, содер-жащимся в источниках информации.

К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной задачи

Беседа
по вопросам. Правильная
формули-ровка определения
нулевого окончания

2. Работа со словарными словами «обед», «ужин»

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

– Какие буквы в словах «обед», «ужин» требуют запоминания?

– Что обозначают словосочета-ния: «беседа за обедом (ужином)», «вкусный обед», «перерыв
на обед»?

– Подберите к словам однокоренные глаголы.

– Прослушайте сообщение об этимологии слова «обед».

– Найдите и обозначьте в этих
словах окончания.

– Как узнать, что в слове нулевое окончание (может быть, его нет вообще)?

Подчеркивают не-проверяемые буквы, устно объясняют значение словосочетаний, подбирают
однокоренные глаголы к данным словам
(обедать, ужинать), слушают сообщение учащегося об этимо-логии слова «обед»
(образовалось от корня ед-, обозначало время до и после еды). Обозначают
нулевое окончание
в словах

Пр. – знают написание
изучаемых слов, умеют пользоваться словарями.

П – анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; овладевают способами
решения учебной задачи.

К – участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое
высказывание

Фронтальный (беседа по вопросам); правильное обозначение окончаний, написание слова; индивидуальный (монологический ответ об этимологии слова «обед»)

3. Получение представления
о словах, не име-ющих окончания

Коллективный. Словесный, наглядный, практический.

Чтение, беседа

– Посмотрите внимательно
на слова.

На доске: окно, поле, дождь,
кофе.

– Попробуйте найти в них окончания. (Вспомните, как определить в слове окончание?)

– Какое слово отличается от других? (Кофе). Почему? (Не имеет окончания.)

– Загляните на «Страничку для
любознательных» в учебнике
и узнайте, что там сказано
о таких словах

Выделяют окончания в данных словах, для этого изменяют каждое слово и на-

ходят изменяемую часть.
В слове «дождь»
обозначают нулевое окончание (объясняют это тем, что при изменении слова окончание появляется). В слове «кофе»
не обозначают окончание, так как слово не изменяется. Чи-
тают информацию
в учебнике и подтверждают свои предположения

Пр. – знают о существовании слов, не имеющих
окончания; умеют различать слова с нулевым

окончанием и слова
без окончания.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют знаково-символические средства.

К – участвуют в общей
беседе, совместной дея-тельности

Фронтальный (ответы на вопросы беседе)

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

Работа по учебнику (упражнение 151)

Коллективная. Словесный. Практический. Письмо

– Сколько предложений можно составить?

– Составьте из полученных предложений текст.

– Какова тема текста?

– Подберите к нему заглавие.

– Спишите текст.

– Выделите окончания слов
во втором предложении.

Контролирует выполнение
задания

Читают слова, обсуждают, сколько предложений можно составить из них, читают составленные предложения, составляют текст, обсуждают тему и заголовок, записывают текст, проверяют написанное

П – участвуют в устном общении на уроке; состав-ляют предложения из слов, текст из предложений;
понимают тему и главную мысль текста.

Р – выполняют учебные действия в материализо-ванной, громкоречевой
и умственной форме

Фронтальный (беседа по вопросам, письменное выполнение
задания); индивидуальный
(выполнение грамма-

тического
задания)

VII. Рефлек-сия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Как найти в слове окончание? Как отличить слово с нулевым окончанием от слова, не имеющего окончания?

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (учебник, упр. 152; рабочая тетрадь,
упр. 108)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания



ПРИСТАВКА

Педагогические
цели

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию
умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия
для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от других частей слова, знают приставки
с единообразным написанием, умеют образовывать слова с заданными приставками, знают порядок действий для нахождения приставки в слове

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление частей из целого, строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Ужасно интересно всё то,

что неизвестно.

А то, что неизвестно,

нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся

нам понять.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Учиться всегда пригодится

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Парная.

Словесный. Чтение

Организует взаимопроверку
домашнего задания

Сверяют вставленные буквы и слова

Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют
работу партнера

Упраж-
нение

IV. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Рассмотрите схему строения
слова на форзаце учебника.

С какими частями слова мы уже

Рассматривают схему. Называют изу-
ченные части слова

П – понимают информацию, представленную
в изобразительной, графи-

ческой форме, переводят
ее в словесную форму.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу.

К – участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Фронтальный (беседа по вопросам). Индивидуальный
(устное определение корня, окончания)

достаточно хорошо познако-
мились.

– Что такое корень?

– Что такое окончание?

– С какими частями слова только предстоит познакомиться?

(корень, окончание), дают их определение

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Рассмотрите иллюстрации
на с. 84. Ответьте на вопросы, предложенные в упр. 153.

– С какой частью слова нам
предстоит познакомиться?

Выполняют задание упражнения. Высказывают предположение о теме и целях урока

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный (беседа по во-
просам)

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с определением приставки

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Что же такое приставка?
Сформулируйте определения,
опираясь на ваши наблюдения
и вопросы:

• Где находится приставка?

• Для чего служит приставка?

– Прочитайте определение
приставки (с. 84) и сравните его
с вашим.

– Почему приставка – значимая часть слова?

Формулируют опре-деление, руководствуясь предложенными вопросами и собственными наблюдениями. Читают определение в учебнике. Объясняют, что приставка – значимая часть, так как образует новые слова и вносит в слово новое лексическое значение

Пр. – знают определение приставки, умеют отличать ее от других частей слова.

П – осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление из частей целого; строят несложные рассуж-дения, делают выводы.

Р – выполняют учебные действия в громкоречевой форме

Фронтальный (беседа по вопросам). Правильная
формули-ровка определения приставки

2. Знакомство
с некоторыми приставками
с единообразным написа-
нием

Коллективная. Индивидуальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

– Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр. 154).

– Образуйте от данных слов
новые с помощью приставок.
(Первые три слова – комменти-рованное письмо, остальные –
самостоятельная работа.)

– Выполните упр. 109 в рабочей
тетради

Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют письменную работу
(упр. 154 учебника, упр. 109 в рабочей тетради)

Пр. – знают приставки
с единообразным написа-нием; умеют образовывать слова с заданными при-ставками.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи

Фронтальный (беседа по вопросам). Правильное выполнение письменных заданий. Индивидуальный (комментирование выполняемых действий)

3. Как найти
в слове приставку? (Знакомство с последовательностью действий.) Выполнение упр. 155 учебника

Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо

– Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку? Найдите в учебнике
(с. 86) ответ на этот вопрос.

– Пользуясь полученным знанием, найдите в упр. 155 учебника глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки

Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками
из упр. 155 учебника, находят и обозначают приставки

Пр. – знают порядок действий для нахождения при-ставки в слове.

П – находят языковые примеры для иллюстрации
изучаемых языковых понятий; строят несложные
рассуждения.

Р – учитывают алгоритм
в планировании и контроле способа решения

Индивидуальный
(правильная после-довательность действий при нахождении приставки). Фронтальный

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Выполнение задания в рабочей тетради
(упр. 112)

Парная.
Словесный. Чтение

– Работая в парах, ответьте
на вопросы упр. 112.

Проверяет правильность выполнения задания, заслушивая устные ответы учащихся

Выполняют задание
(устно отвечают
на поставленные
в упражнении
вопросы)

Р – выполняют учебные действия в громкоречевой форме.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Индивидуальный
(ответы
на вопросы упраж-
нения)

2. Выполнение задания в рабочей тетради
(упр. 109)

Фронтальная. Самостоятельная. Практическая. Письмо

Комментирует задание и контролирует его выполнение

Самостоятельно выполняют задание
с последующей
устной проверкой
в классе

Пр. – знают признаки
приставки.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных признаков

Индивидуальный
(выполнение работы в тетради), фронтальный

(устная
проверка)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что такое приставка?

– Как найти в слове приставку?

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 111)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правиль-ная запись задания




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы слова. Окончание.

Автор: Дрогина Ольга Ивановна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока русского языка" Формы слова. Окончание" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-formy-slova-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "160480"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка 2 класс на тему " Форма слова. Окончание""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_2_klass_na_temu_forma_slova_okonchanie"
    ["file_id"] => string(6) "639173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698830471"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч. "
    ["seo_title"] => string(110) "okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh-vo-mnozhiestviennom-chislie-v-i-p-sklonieniie-sushchiestvitiel-nykh-vo-mn-ch"
    ["file_id"] => string(6) "112064"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408230543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" "
    ["seo_title"] => string(90) "popova-svietlana-ivanovna-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-kl-nachal-naia-forma-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406032909"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Задачи на тему «Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание»."
    ["seo_title"] => string(74) "zadachi_na_tiemu_morfiemy_znachimyie_chasti_slova_osnova_slova_okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "351291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1477142308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства