kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 2 класс на тему " Форма слова. Окончание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятием форма слова. Научить изменять форму слова. Упражнения в распозновании однокоренных слов и формы слова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс на тему " Форма слова. Окончание"»







КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс

Тема «Форма слова. Окончание.»



Цели : ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Уметь выделять окончание.

  • Уметь сравнивать формы одного и того же слова.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение.

  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.

  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания











Этапы урока.

Методы и приемы


Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности


Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.




Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация


Словесный - беседа




4 мин.

- Итак ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущих уроках.

- Какие слова называют главными в предложении?




- Какие слова называют неглавными?



- Почему слова в предложении могут стоять в разном порядке?



- Давайте мы в этом убедимся. Прочитайте предложение, которые вы видите на экране.

Мы вчера были в театре

- Я буду задавать вопросы, а вы будете на него отвечать.

- Кто вчера был в театре?

- Когда мы были в театре?

- Где мы были вчера?

- Слова поменялись? А что изменилось?



- Итак ребята, сегодня мы с вами посмотрим какими ещё способом может меняться смысл предложения.



- Главными словами в предложении называют основу. (подлежащее, сказуемое и тд.)

- С помощью порядка слов уточняется смысл предложения.








Нет. Изменился порядок слов.

К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

3.Постановка

учебной задачи


Словесный - беседа






5 мин.

- Ребята, перед вами на слайде два предложения. (предложения на сайде)

(Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь записываем эти два предложения.

- В них разный смысл?

- Чем они отличаются? Докажите. (подчеркивают главные слова)


- В этих предложениях разный порядок слов?

- Значит с помощью чего смысл изменился?


- Почему же в предложениях разный смысл?

- Чем различаются слова в предложениях?




- Итак, тема нашего урока «Форма слова. Окончание.».


- Какие цели вы поставите себе на этот урок?






- Да.

- Они отличаются главными словами.

- В этих предложениях одинаковый порядок слов.


- Они различаются разной формой слов.






- Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей


К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

Р: целеполагание.

4.Открытие

нового знания


Словесный – беседа












8 мин.

- Ребята, откройте учебник на странице 23 и найдите две схемы


  1. 2)


- Давайте рассмотрим схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится?

- Сравним пары слов кошка-кошку, колбаса-колбасу. Чем эти слова отличаются друг от друга?

- Правильно, это формы одного слова, но они отличаются окончанием.

- Какое слово из двух в предложениях является главным – первое или второе?

- Правильно, ребята. А теперь запишите к себе в тетрадь обе пары слов. Затем подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Которая меняется.

- Ребята, как вы думаете как называется эта часть слова?


- Правильно ребята. Изменяемая часть слова - это его окончание (термин на слайде)

- Значит формы слова образуется при помощи окончания.

- Итак, какие два способа изменения смысла предложения мы знаем?





Высказывают предположения

- Они отличаются окончанием.



- Первое



Кошка-кошку

Колбаса-колбасу


- Изменяемая часть слова называется окончанием.




  1. С помощью порядка слов.

  2. С помощью изменения формы слова.











Физминутка

2 мин.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)



5.Первичное закрепление во внешней речи



Практический – работа с учебником


5 мин.

- Теперь ребята откройте учебники на странице 24 и рассмотрите рисунок. На этой картинке найдите формочки с песком.

- Ребята, во всех этих формочках один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную форму.

- У слов тоже бывают разные формы. Одно и тоже слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса, колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса – нет колбасы. Ем колбасу). Это будут разные формы одного и того же слова колбаса.


Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой


Практический - вставление пропусков



5 мин.

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание. На это задание у вас есть 3 минуты.

Измените форму слова ЛИСА

хвост …

увидел …

подкрался к…

охотился за …

рассказ о …

- Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)

- Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».

- А если совпал поставьте «+».

- Итак ребята, делаем вывод. Что такое формы слова?/ Как называется изменение формы слова?




лисы

лису

лисе

лисой

лисе






- Это изменение одного и того же слова.

Р: коррекция.

7.Включение в систему знаний


Словесный – беседа

Практический – работа с предложениями





7 мин.

- Итак ребята, сегодня на уроке вы узнали, что бывают разные формы одного и того же слова.

- Посмотрите на экран и прочитайте предложения. В них пропущены слова, ваша задача вставить их. Делаем устно.

1. Роса – утра краса.

2. Без ….. и трава не растёт.

3. Земля пьёт воду, а трава ……..

4. Утром лес …… умывается.



-Что изменилось в слове РОСА?

Роса, без росы, росу, росой

- Верно ребята, вы совершенно правы.

- А как называется изменение слова роса?





1. Роса – утра краса.

2. Без росы и трава не растёт.

3. Земля пьёт воду, а трава росу.

4. Утром лес росой умывается.

- В слове роса изменилось окончание.


- Изменение формы слова.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)


Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока?




- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома придумать и записать предложения, соответствующие схемам на странице 23.

- Давайте повторим, что же такое окончание?


- А что такое формы слова?

- Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.




- Окончание – это изменяемая часть слова.

- Формы слова – это изменения слова.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка 2 класс на тему " Форма слова. Окончание"

Автор: Попрыгина Ирина Николаевна

Дата: 01.11.2023

Номер свидетельства: 639173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока русского языка на тему "Безударные падежные  окончания имён существительных в единственном числе."4 класс "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-biezudarnyie-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419692676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "315493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока русского языка по теме: "Приставки" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiepristavki5klass"
    ["file_id"] => string(6) "314127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459614387"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства