Этапы урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Этап самоопределения к деятельности Словесный – слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением. Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | | Л: самоопределение |
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный - беседа | 4 мин. | - Итак ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущих уроках. - Какие слова называют главными в предложении? - Какие слова называют неглавными? - Почему слова в предложении могут стоять в разном порядке? - Давайте мы в этом убедимся. Прочитайте предложение, которые вы видите на экране. Мы вчера были в театре - Я буду задавать вопросы, а вы будете на него отвечать. - Кто вчера был в театре? - Когда мы были в театре? - Где мы были вчера? - Слова поменялись? А что изменилось? - Итак ребята, сегодня мы с вами посмотрим какими ещё способом может меняться смысл предложения. | - Главными словами в предложении называют основу. (подлежащее, сказуемое и тд.) - С помощью порядка слов уточняется смысл предложения. Нет. Изменился порядок слов. | К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания. |
3.Постановка учебной задачи Словесный - беседа | 5 мин. | - Ребята, перед вами на слайде два предложения. (предложения на сайде) (Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса) - Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь записываем эти два предложения. - В них разный смысл? - Чем они отличаются? Докажите. (подчеркивают главные слова) - В этих предложениях разный порядок слов? - Значит с помощью чего смысл изменился? - Почему же в предложениях разный смысл? - Чем различаются слова в предложениях? - Итак, тема нашего урока «Форма слова. Окончание.». - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | - Да. - Они отличаются главными словами. - В этих предложениях одинаковый порядок слов. - Они различаются разной формой слов. - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли Р: целеполагание. |
4.Открытие нового знания Словесный – беседа | 8 мин. | - Ребята, откройте учебник на странице 23 и найдите две схемы 2) - Давайте рассмотрим схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится? - Сравним пары слов кошка-кошку, колбаса-колбасу. Чем эти слова отличаются друг от друга? - Правильно, это формы одного слова, но они отличаются окончанием. - Какое слово из двух в предложениях является главным – первое или второе? - Правильно, ребята. А теперь запишите к себе в тетрадь обе пары слов. Затем подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Которая меняется. - Ребята, как вы думаете как называется эта часть слова? - Правильно ребята. Изменяемая часть слова - это его окончание (термин на слайде) - Значит формы слова образуется при помощи окончания. - Итак, какие два способа изменения смысла предложения мы знаем? | Высказывают предположения - Они отличаются окончанием. - Первое Кошка-кошку Колбаса-колбасу - Изменяемая часть слова называется окончанием. С помощью порядка слов. С помощью изменения формы слова. | |
Физминутка | 2 мин. | Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся. (видео) | | |
5.Первичное закрепление во внешней речи Практический – работа с учебником | 5 мин. | - Теперь ребята откройте учебники на странице 24 и рассмотрите рисунок. На этой картинке найдите формочки с песком. - Ребята, во всех этих формочках один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную форму. - У слов тоже бывают разные формы. Одно и тоже слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса, колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса – нет колбасы. Ем колбасу). Это будут разные формы одного и того же слова колбаса. | | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический - вставление пропусков | 5 мин. | - Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание. На это задание у вас есть 3 минуты. Измените форму слова ЛИСА хвост … увидел … подкрался к… охотился за … рассказ о … - Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде) - Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-». - А если совпал поставьте «+». - Итак ребята, делаем вывод. Что такое формы слова?/ Как называется изменение формы слова? | лисы лису лисе лисой лисе - Это изменение одного и того же слова. | Р: коррекция. |
7.Включение в систему знаний Словесный – беседа Практический – работа с предложениями | 7 мин. | - Итак ребята, сегодня на уроке вы узнали, что бывают разные формы одного и того же слова. - Посмотрите на экран и прочитайте предложения. В них пропущены слова, ваша задача вставить их. Делаем устно. 1. Роса – утра краса. 2. Без ….. и трава не растёт. 3. Земля пьёт воду, а трава …….. 4. Утром лес …… умывается. -Что изменилось в слове РОСА? Роса, без росы, росу, росой - Верно ребята, вы совершенно правы. - А как называется изменение слова роса? | 1. Роса – утра краса. 2. Без росы и трава не растёт. 3. Земля пьёт воду, а трава росу. 4. Утром лес росой умывается. - В слове роса изменилось окончание. - Изменение формы слова. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. |
8.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный - беседа | 2 мин. | - Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома придумать и записать предложения, соответствующие схемам на странице 23. - Давайте повторим, что же такое окончание? - А что такое формы слова? | - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание. - Окончание – это изменяемая часть слова. - Формы слова – это изменения слова. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |