Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова"
Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова"
Тема: Начальная форма слова
Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.
Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.
урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Сообщение темы и целей урока.
-Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.
-Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)
-Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)
3.Работа над каллиграфией.
начальная форма
-Как вы понимаете это словосочетание?
4.Актуализация опорных знаний
-Рассмотрите картинку в учебнике.
-Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)
- А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)
-А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).
-Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.
-В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.
-Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)
5.Изучение нового материала
-Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».
-Что за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.
-Какая форма слова начальная? (Азбука)
-Как называется частичка слова –а, -и? (Это окончания)
-Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву –а в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа
6.Работа в парах
-Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.
нет высоты есть высота
-Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота).
Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.
-Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.
–Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.
Все (какое?) зеленое.
Деревья (какие?) зеленые.
Травка (какая?) зеленая
Забор (какой?) зеленый
-Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.
-У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).
-Назовите это слово. (Зеленый)
У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)
-Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?
7.Гимнастика для глаз
8.Закрепление изученного материала (работа в группах)
-Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки – в 1 группу, белые – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.
Дифференцированная работа
Карточка
Угадай и допиши названия животных.
Серый, хищный, жадный…….
Рыжая, хитрая, ловкая….
Косой, слабый, трусливый…..
Большой, косолапый……
Маленький, колючий……
Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….
Словарно-орфографическая работа.
Работа в печатной тетради: задание 26
-Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)
-Запомните словарные слова: билет, береза
9.Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)
-Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)
-Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.
Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.
Мне было легко выполнять…..
Я испытывал(а) трудности ……
У меня особенно получилось ….
Я бы похвалил(а) бы себя …..
- Ребята, спасибо большое за участие и работу.
- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?
10.Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" »
Тема: Начальная форма слова
Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.
Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование урока:компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II.Сообщение темы и целей урока.
-Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.
-Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)
-Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)
III. Работа над каллиграфией.
начальная форма
-Как вы понимаете это словосочетание?
IV. Актуализация опорных знаний
-Рассмотрите картинку в учебнике.
-Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)
- А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)
-А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).
-Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.
-В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.
-Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)
V. Изучение нового материала
-Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».
-Что за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.
-Какая форма слова начальная? (Азбука)
-Как называется частичка слова –а, -и? (Это окончания)
-Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву –а в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа
Работа в парах
-Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.
нет высоты есть высота
-Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота).
-Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.
Физкультминутка
-Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.
–Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.
Все (какое?) зеленое.
Деревья (какие?) зеленые.
Травка (какая?) зеленая
Забор (какой?) зеленый
-Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.
-У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).
-Назовите это слово. (Зеленый)
-У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
- У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)
-Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?
Гимнастика для глаз
VI. Закрепление изученного материала (работа в группах)
-Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки – в 1 группу, белые – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.
Дифференцированная работа
Карточка
Угадай и допиши названия животных.
Серый, хищный, жадный…….
Рыжая, хитрая, ловкая….
Косой, слабый, трусливый…..
Большой, косолапый……
Маленький, колючий……
Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….
VII. Словарно-орфографическая работа.
Работа в печатной тетради: задание 26
-Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)
-Запомните словарные слова: билет, береза
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)
-Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)
--Поясните смысл шуточной картинки, которую рассматривали в начале урока.
-Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.
Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.
Мне было легко выполнять…..
Я испытывал(а) трудности ……
У меня особенно получилось ….
Я бы похвалил(а) бы себя …..
- Ребята, спасибо большое за участие и работу.
- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?