kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Начальная форма слова

Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова,  фишки,  карточки для групповой работы.

 урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Сообщение темы и целей урока.

-Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.

-Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)

-Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)

3.Работа над каллиграфией.

начальная форма

-Как вы понимаете это словосочетание?

4.Актуализация опорных знаний

-Рассмотрите картинку в учебнике.

-Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)

- А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

-А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

-Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

-В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

-Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)

5.Изучение нового материала

-Откройте  толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

-Что за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.

-Какая форма слова начальная? (Азбука)

-Как называется частичка слова –а, -и? (Это окончания)

-Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву –а в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

6.Работа в парах

-Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.

нет высоты      есть высота

-Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота).

  • Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.

-Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.

–Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зеленые.

Травка (какая?) зеленая

Забор (какой?) зеленый

-Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

-У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

-Назовите это слово. (Зеленый)

  • У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
  • У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)

-Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

7.Гимнастика для глаз

8.Закрепление изученного материала (работа в группах)

-Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки – в 1 группу, белые – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

Угадай и допиши названия животных.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

Словарно-орфографическая работа.

Работа в печатной тетради: задание 26

-Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)

-Запомните словарные слова: билет, береза

9.Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой     урока мы работали?(Начальная форма слова)

-Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)

-Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

- Ребята, спасибо большое за участие и работу.

- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

10.Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова" »

Тема: Начальная форма слова

Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II.Сообщение темы и целей урока.

-Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.

-Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)

-Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)

III. Работа над каллиграфией.

начальная форма

-Как вы понимаете это словосочетание?

IV. Актуализация опорных знаний

-Рассмотрите картинку в учебнике.

-Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)

- А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

-А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

-Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

-В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

-Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)

V. Изучение нового материала

-Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

-Что за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.

-Какая форма слова начальная? (Азбука)

-Как называется частичка слова –а, -и? (Это окончания)

-Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву –а в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

Работа в парах

-Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.

нет высоты есть высота

-Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота).

-Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.

Физкультминутка

-Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.

–Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зеленые.

Травка (какая?) зеленая

Забор (какой?) зеленый

-Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

-У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

-Назовите это слово. (Зеленый)

-У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)

- У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)

-Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

Гимнастика для глаз

VI. Закрепление изученного материала (работа в группах)

-Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки – в 1 группу, белые – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

Угадай и допиши названия животных.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

VII. Словарно-орфографическая работа.

Работа в печатной тетради: задание 26

-Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)

-Запомните словарные слова: билет, береза

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)

-Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)

--Поясните смысл шуточной картинки, которую рассматривали в начале урока.

-Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

- Ребята, спасибо большое за участие и работу.

- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

IX. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23

-Распределите слова по родам.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Двор

Ёлка

Поле

мороз

комната

крыльцо

волк

печь

стекло

снег

луна


алмаз



глаз









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Попова Светлана Ивановна, конспект урока русского языка во 2 кл."Начальная форма слова"

Автор: Попова Светлана Ивановна

Дата: 22.07.2014

Номер свидетельства: 110442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства