Формирование навыка орфографической зоркости на уроках русского языка
Формирование навыка орфографической зоркости на уроках русского языка
Умение увидеть орфограмму позволяет ученику выбрать правильное написание слова, применив нужное правило. Зачастую, вызубрив правило, ребенок не может применить его на практике, т.к. «не видит» нужную орфограмму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка орфографической зоркости на уроках русского языка»
Формирование навыка орфографической зоркости на уроках русского языка
Повышение грамотности путем выработки навыка орфографической зоркости – одна из наиболее важных актуальных задач в обучении русскому языку. На каждом уроке учитель русского языка сталкивается с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления.
Формирование у учащихся понятия «орфограмма».
Умение увидеть орфограмму позволяет ученику выбрать правильное написание слова, применив нужное правило. Зачастую, вызубрив правило, ребенок не может применить его на практике, т.к. «не видит» нужную орфограмму.
Для развития орфографической зоркости у учеников уже на первых уроках в 5 классе вводится понятие «орфограмма» с опорой на знания, полученные в начальной школе.
Для выработки умения работать с орфограммой учащимся предлагаю типовые задания:
Когда орфограмма выделена зрительно, учащийся ее видит и работает с ней. Но по мере продвижения перед учащимися будут стоять более сложные задачи - самостоятельного опознавания орфограмм (визуально и на слух).
Формированию навыков нахождения опознавательных признаков орфограмм различных типов способствуют такие задания:
Найти опознавательные признаки орфограмм в словах:
Черный, пчелка, щеки – гласная в корне после шипящей
Далее поиск опознавательных признаков орфограмм разного типа учащиеся ведут при выполнении следующих упражнений:
прочитать данные слова и словосочетания, обнаружить на слух опознавательный признак орфограммы – безударная гласная в корне.
услышать опознавательный признак орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
найти опознавательный признак данного типа орфограммы в тексте, сгруппировать слова по орфограммам.
Такие виды работы приучают учащихся не только видеть ошибкоопасные места, но и объяснять причины их возникновения в слове, выбирать нужные правила.
Далее работа усложняется. Орфограммы специально не выделяются заранее. Учащийся обучается «предвидеть» орфограммы в как в ряде слов, так и в тексте. Задания могут быть следующие:
Выписать слова, в которых есть орфограмма. Подчеркнуть ее.
Безударных гласных много, Значит, нам нужна подмога. Что же делать? Где решенье? Букву ставь под ударенье. Ты за нами поспевай, Смело слово изменяй. Ну а если очень сложно, Посмотреть в словарик можно. Зеленела на полянке И густой была трава. Ясно даже обезьянке, Как проверить все слова.
Важнейшая задача этого этапа – обозначить смыслы этой работы, прийти к целеполаганию, к формулировке учебных задач. Цели и задачи могут быть затем записаны на отдельной доске – своеобразной «Памятке для учащегося». Формулировки могут предлагаться учащимися, корректироваться ими в дальнейшем. Именно в совместно создаваемой «Памятке» будут изложены по порядку регулятивные действия учащегося при работе с орфограммами.
КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ:
1. Выписать слово с орфографической ошибкой. Графически выделить орфограмму.
2. Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
3. Придумать и записать свои собственные предложения с этим словом. Графически выделить орфограмму.
На следующем этапе начинается осуществление учебных действий учащимися. В процессе работы с использованием этой простой, на первый взгляд, памятки ученик одновременно совершает несколько мыслительных операций, что способствует закреплению навыка по использованию правила. При выполнении третьего пункта памятки развивается речь учащегося. Необходимо требовать от ребят, чтобы их предложения были различными по синтаксическим конструкциям. Например, дети охотно создают предложения на самые различные темы, которые непосредственно их касаются: «Моя семья», «Вид из моего окна», «Мое любимое время года» и т.д. Можно усложнить задание, предложив использовать художественные средства выразительности.
Орфографическая зоркость - процесс сложный и многоступенчатый. Во многом успех и неуспех в усвоении учебного материала зависит от уровня умственных способностей, памяти учащегося, сформированности регулятивных навыков. Особое значение будет иметь самооценка учащегося: следует предоставить возможность детям делать заключение о собственном продвижении в работе над орфограммами при помощи такой таблички:
Например, можно предложить условное деление на 3 уровня сформированности «орфографической зоркости»:
Я «сильный»
Допускаю 1-2 ошибки, могу самостоятельно их обнаружить и исправить.
Я «средний»
Допускаю 2-3 ошибки, не всегда могу их обнаружить и самостоятельно исправить, нужна небольшая подсказка, хорошо знаю правила.
Я «слабый»
Допускаю 3-5 и более ошибок, не могу самостоятельно обнаружить и исправить их, но сделаю это с помощью учителя.
Ведение такой карты самооценки в течение года на уроках русского языка поможет учащимся наглядно увидеть собственные успехи, закрепить навык саморегуляции.