kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Я вам предлагаю познакомиться со способами формирования и развития орфографической зоркости, которые я применила в своей практике при обучении детей.

В современной школе одной из главных целей обучения русскому языку выделяют формирование орфографической грамотности школьников. Меня в первую очередь волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Одной из причин их неумелого применения правил является не сформированность орфографической зоркости школьников, т.е. неумение "видеть” орфограммы.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Орфографическая зоркость выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию и является залогом грамотного письма.

И у меня возник вопрос: как же сформировать у детей орфографическую зоркость?

И я определила для себя задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу.
  2. Изучить методы, приёмы и технологии формирования и развития орфографической зоркости.
  3. Разработать практический материал, прошедший апробацию в моей деятельности при работе над формированием и развитием орфографической зоркости.

Изучение работ психологов показало, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Т.е. детей нужно научить не только слуховой зоркости, но и зрительной, а также мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

«МБОУ «Ляминская ООШ им. Зайцева Г.И.» г. Чусового Пермского края

Тезисы выступления на ШМО учителей начальных классов


Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Я вам предлагаю познакомиться со способами формирования и развития орфографической зоркости, которые я применила в своей практике при обучении детей.

В современной школе одной из главных целей обучения русскому языку выделяют формирование орфографической грамотности школьников. Меня в первую очередь волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Одной из причин их неумелого применения правил является не сформированность орфографической зоркости школьников, т.е. неумение "видеть” орфограммы.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Орфографическая зоркость выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию и является залогом грамотного письма.

И у меня возник вопрос: как же сформировать у детей орфографическую зоркость?

И я определила для себя задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу.

  2. Изучить методы, приёмы и технологии формирования и развития орфографической зоркости.

  3. Разработать практический материал, прошедший апробацию в моей деятельности при работе над формированием и развитием орфографической зоркости.

Изучение работ психологов показало, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Т.е. детей нужно научить не только слуховой зоркости, но и зрительной, а также мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.

С чего следует начать?

Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Также, для достижения грамотного письма, необходимо научить детей самоконтролю.

Но, перед этим, нужно выработать орфографическую зоркость. Дети должны уметь видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. А что это за деятельность, именно об этом мы сегодня и будем говорить.

Для формирования орфографической зоркости я использую метод эйдетики.

Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов. 

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. 
         Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Поэтому, когда я в первом классе предложила им запомнить написание слова заяц, у них появилась масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква Я очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: “Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: “Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я…”. А вот третьи, уже с моей помощью, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц). И так можно фантазировать до бесконечности, используя цепной метод эйдетики.

А акровербальный метод помогает с легкостью запомнить орфографические правила.

Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Приёмы запоминания слов я разделила на несколько групп:

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 

2. В слове спряталось другое слово.

3. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. На основании сходства написания слова с его значением.

4. Графические ассоциации (по схожести изображения). Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

5. Игра со словами.

          Мои наработки более подробно представлены в брошюре. Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено сотни. Я лишь попыталась обобщить те приемы эйдетики, которые использую.

Сколько удовольствия это приносит детям! Попробуйте эти приёмы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске!

В своей работе я использую методические с приемы, которые позволяют развивают орфографическую зоркость. Уверена, что все знакомы с письмом по памяти, с простукиванием, с пропуском орфограмм. «Огоньки» и «Опасное место» так же все используют. А вот с телетайптной лентой знакомы не все. Суть работы состоит в том, что я диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Это очень эффективная и интересная работа, которая позволяет научить ребят анализировать каждое слов.

Подробнее с данными приёмами вы можете ознакомиться в составленной мною брошюре.

Чтобы убедиться в эффективности предложенных методов проводится контроль качества орфографической подготовки с помощью проведения диктанта, списывания, либо проверочной работы.

С этой целью проводится два экспериментальных среза с использованием разнообразных заданий, включающих в себя грамматические и орфографические упражнения.

Первый срез (констатирующий) цель которого - выявления уровня орфографических умений. Он включал в себя 2 задания: безошибочно списать текст с карточки и в 3 и 4 предложениях подчеркнуть все изученные орфограммы.

Результаты работы оценивались по следующим критериям:

1. Время, затраченное на выполнение всей работы;

2. Количество допущенных ошибок.

Анализ результатов позволил разделить детей на три группы:

В – высокий уровень грамматико-орфографических умений (время выполнения 12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.

С – средний уровень (время выполнения 14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.

Н – низкий уровень (время выполнения 20–30 мин); допущено более 5 ошибок.

Итак, анализ результатов первого среза показал, на какие орфограммы дети допускают большее количество ошибок. Хоть и задание было достаточно простым, очень большой процент учеников показали низкий уровень умений.

Затем провожу целенаправленную работу во время уроков, индивидуальных занятий с использованием представленных методов развития орфографической зоркости.

По итогам проведем второй срез (контрольный).

Были предложены задания, аналогичные первому срезу, но на новом языковом материале:

1. Безошибочно списать текст.

2. Во 2 и 7 предложениях подчеркнуть все изученные орфограммы.

Критерии оценивания работы те же, что и в первом срезе.

Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 64% соответствует высокому уровню, 32% – среднему уровню форсированности знаний, умений и навыков и 4% - низкий уровень.

Если сопоставить результаты первого и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический уровень. Они поднялись на ступень выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один - с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне, но у них сократилось число допущенных ошибок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. В итоге систематической работы над орфографической зоркостью учащихся в тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.

Проведя анкетирование детей о выборе любимого предмета, 56 % детей выбрали русский язык. Т.е. русский язык для большинства становится любимым предметом.

Сопоставив качество знаний за учебный год мы можем увидеть, что данные методы действительно дают положительные результаты.

Моя работа была представлена в рамках школьного методического объединения, она интересна учителям начальной школы, так как разработки могут быть использованы ими на уроках русского языка независимо от используемой программы. Тем более, что вы сами убедились в эффективности ее применения.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. Нужно творчески подходить к работе. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьёзности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является запоминание словарных слов, что даёт учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кохина Надежда Михайловна

Дата: 20.07.2022

Номер свидетельства: 611198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства