kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Фонетика. Гласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

образовательные:

  • Познакомить учащихся с новым понятием «Фонетика»;
  • научить выделять звуки речи и характеризовать их, сформировать представление об образовании гласных и согласных звуков;
  • формировать умения применять полученные знания на практике;

развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Фонетика. Гласные звуки"»

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме

"Фонетика. Гласные звуки"

Цели: 

образовательные:

  • Познакомить учащихся с новым понятием «Фонетика»;

  • научить выделять звуки речи и характеризовать их, сформировать представление об образовании гласных и согласных звуков;

  • формировать умения применять полученные знания на практике;

развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • развитие интереса к способам учебной деятельности.

воспитательные:

  • продолжать воспитывать культуру письменной и устной речи;

Оборудование: 

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Презентация.

  3. Конверты

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята.  Садитесь. Меня зовут Мария Васильевна. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.

2. Изучение нового материала.

- Ребята, когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне, а другой вам. В моем конверте был диск с интересной записью. Давайте внимательно прослушаем эту запись, и вы мне скажите, что вы услышали.

Прослушивание звуков природы.

Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

На какие две группы делятся звуки речи? Согласные и гласные.
- Правильно, а звуки речи изучает специальный раздел науки о языке – Фонетика. Ребята, давайте, запишем  дату и тему нашего урока.

Двадцать девятое ноября.

Тема: «Фонетика. Гласные звуки».

3. Словарно-орфографическая работа.

Валитова М. В.

- Слово Фонетика пришло в наш язык из греческого языка, где корень“фоне” –  означает звук.  Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

4. Постановка целей и задач урока.

1.Над чем мы сегодня будем работать, зная что тема урока Фонетика? над звуками.

2.Что должны уметь различать? (Различать звук и букву, гласные и согласные звуки)

Мы сегодня научимся выделять звуки речи и характеризовать их, посмотрим, как же образовываются гласные и согласные звуки; будем развивать умение отличать буквы от звуков.

5.  Движение темы.

Ребята, посмотрите на экран, какие предметы там изображены?

- Давайте  запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

  • Микрофон (прибор для усиления голоса);

Скажите, ребята, какие вы еще знаете слова с таким корнем.

  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

  • Фонотека (собрание звукозаписей);

Образование звуков.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

Чтобы появился звук на свет, трудятся  легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звукиИх в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их не мало, о них вы узнаете позже. Потому что сегодня на уроке мы подробнее будем знакомиться с гласными звуками.Каждый звук в нашей речи имеет свое значение, а чтобы в этом вы убедились, попробуйте поменять гласный звук в слове 

Валитова М. В.

  1. Поменяйте гласный в словах ЛЕС

  2. ЛУК

Ответы: (лис), (люк), (лик), (лак)

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу.

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа № 162, 5 «В» классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные  звуки.  Помогите нам, нашим звукам О и И помириться и занять свое место.

Ребята, давайте поможем звукам разобраться. Слушайте внимательно.

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

 Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Ребята, какие буквы здесь перепутались?

 «В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»...

Б. Заходер

-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ (ка, и, о, тэ), а теперь звуки.

 6. Работа со словами.

А теперь, ребята, обратите внимание на слова, которые записаны на доске, давайте их прочитаем. Какие гласные звуки мы слышим в слове. А теперь спишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы в слове.

Валитова М. В.

М..сты – м..стик;

Д..ма – д..м;

Сл..ды – сл..д;

Св..ча – св..чка.

Почему мы говорим м(а)сты, а пишем мосты. Потомучто, в слове мостик звук о ударный, он находится в сильной позиции под ударением.а звук а – на него не падает ударение.

Чтобы правильно записать гласные звуки буквами, нужно подобрать проверочное слово, где гласный звук будет ударным.

Таким образом, все гласные звуки делятся на ударные и безударные.

VII. Итог урока.

- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

  • На какие две группы делятся звуки речи?

  • Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

  • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

  • на какие группы делятся гласные звуки?

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке, и

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Фонетика. Гласные звуки"

Автор: Кайдаулова Динара Ериковна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "«Фонетика. Гласные звуки»."
    ["seo_title"] => string(24) "fonietika-glasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "322984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461736632"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Фонетика.Гласные звуки."
    ["seo_title"] => string(24) "fonietika_glasnyie_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "368209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481443344"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование""
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_v_5_klasse_glasnye_zvuki_i_ikh_obrazovanie"
    ["file_id"] => string(6) "562386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604481524"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки."
    ["seo_title"] => string(78) "poniatiie-o-fonietikie-obrazovaniie-zvukov-riechi-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "277819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452974942"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства