развитие интереса к способам учебной деятельности.
воспитательные:
продолжать воспитывать культуру письменной и устной речи;
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Конверты
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Васильевна. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
2.Изучение нового материала.
- Ребята, когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне, а другой вам. В моем конверте был диск с интересной записью. Давайте внимательно прослушаем эту запись, и вы мне скажите, что вы услышали.
Прослушивание звуков природы.
Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
На какие две группы делятся звуки речи? Согласные и гласные. - Правильно, а звуки речи изучает специальный раздел науки о языке – Фонетика. Ребята, давайте, запишем дату и тему нашего урока.
Двадцать девятое ноября.
Тема: «Фонетика. Гласные звуки».
3. Словарно-орфографическая работа.
Валитова М. В.
- Слово Фонетика пришло в наш язык из греческого языка, где корень“фоне” – означает звук. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
4. Постановка целей и задач урока.
1.Над чем мы сегодня будем работать, зная что тема урока Фонетика? над звуками.
2.Что должны уметь различать? (Различать звук и букву, гласные и согласные звуки)
Мы сегодня научимся выделять звуки речи и характеризовать их, посмотрим, как же образовываются гласные и согласные звуки; будем развивать умение отличать буквы от звуков.
5. Движение темы.
Ребята, посмотрите на экран, какие предметы там изображены?
- Давайте запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Скажите, ребята, какие вы еще знаете слова с таким корнем.
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Образование звуков.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки. Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет) - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком.Их не мало, о них вы узнаете позже. Потому что сегодня на уроке мы подробнее будем знакомиться с гласными звуками.Каждый звук в нашей речи имеет свое значение, а чтобы в этом вы убедились, попробуйте поменять гласный звук в слове
Валитова М. В.
Поменяйте гласный в словах ЛЕС
ЛУК
Ответы: (лис), (люк), (лик), (лак)
Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу.
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа № 162, 5 «В» классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные звуки. Помогите нам, нашим звукам О и И помириться и занять свое место.
-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ (ка, и, о, тэ), а теперь звуки.
6. Работа со словами.
А теперь, ребята, обратите внимание на слова, которые записаны на доске, давайте их прочитаем. Какие гласные звуки мы слышим в слове. А теперь спишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы в слове.
Валитова М. В.
М..сты – м..стик;
Д..ма – д..м;
Сл..ды – сл..д;
Св..ча – св..чка.
Почему мы говорим м(а)сты, а пишем мосты. Потомучто, в слове мостик звук о ударный, он находится в сильной позиции под ударением.а звук а – на него не падает ударение.
Чтобы правильно записать гласные звуки буквами, нужно подобрать проверочное слово, где гласный звук будет ударным.
Таким образом, все гласные звуки делятся на ударные и безударные.
VII. Итог урока.
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
на какие группы делятся гласные звуки?
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке, и