kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фонетика. Гласные звуки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Фонетика. Гласные звуки" разработан для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа (курсы)»

Развернутый план урока

по русскому языку в 5 классе « Фонетика. Гласные звуки» в соответствии с ФГОС

Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.








Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветствие.

Вступительное слово.

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза».

-Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

- Сегодня у нас необычный урок- урок погружения в разнообразный мир звуков, который окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Мы погрузимся в этот мир и постараемся в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.


Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

и пробное учебное действие









- Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)

- Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( ж )Жутко жуку сидеть на суку.)

- Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.)

Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.



Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения







3. Выявление места и причины затруднения


- Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика )

- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

- Что изучает графика? ( Обозначение звуков буквами)

- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)


Ответ - стихотворение ( слайд)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. (слайд)

Что произойдет, если звуки заблудятся? Сможем ли мы понять друг друга? А если один звук заблудится? Внимательно прослушайте текст и дайте ответ, какие звуки заблудились, и какие слова должны были быть в тексте. Запишите их парами.

Какой звук заблудился?

Неизвестно как случилось,

Только звук- то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Сели в ложку - и айда! (лодку)

По реке туда – сюда!

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.(чайки)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол.

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

(Я. Козловский)

Чем отличаются слова? (Значением, грамматической формой, правописанием, произношением)

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)

В этой сказке
Нет порядка:

Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,

как огня воды боялся

КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ

Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит

В глубину...

КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью

Песни пел на крыше.
Позовешь его:

- Кис, кис! -
Он охотно

Спрыгнет вниз.

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.



























 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.

Упражнение 262. (слайд ).

Звуки речи

\

Гласные Согласные

/ \ / \

ударные безударные твердые мягкие

/ \

глухие звонкие


- Послушайте стихотворение Б. Заходера. Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д,

Прикатили на еже!


3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!


П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -


Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!


Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.




Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).






ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с предложениями).














5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.































ФИЗМИНУТКА



6. Самостоятельная работа с самопроверкой


- Наша работа будет продолжена в группах.

1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123.

2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова.

3. Заполните таблицы:

1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами


2.


Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6

а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10


3.


Глухие

Звонкие

Согласные

[к,п,с,т,ш,ф,х,ц,щ,ч]

[б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й]



4

Всегда мягкие

[ч,ш,й]

Всегда твердые

[ж,ш,ц]

Шипящие

[ж,ш,щ,ч]

Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению.









Практика под руководством учителя:

  1. Устное выполнение упражнений 262, 263, 264.

  2. Письменное выполнение упражнений 265, 267,266 ( синонимы: удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудесный)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.



Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.






Физминутка

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).


7.Рефлексия деятельности.




Прием «Незаконченные предложения»

Продолжите предложения.

- «Звуки речи» -

- «Фонетика изучает …»

- «Орфоэпия изучает…»

- «Фонема» - …

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

-Что понравилось на уроке?

- Кто был самым активным?

- А самым грамотным?








УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.


§50-51.

  1. Записать 7 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков

  2. Подготовить рассказ о гласных звуках.















Просмотр содержимого презентации
«Слайды к уроку»

Фонетика. Гласные звуки  Урок русского языка в 5 классе

Фонетика. Гласные звуки

Урок русского языка

в 5 классе

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок.

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

В этой сказке Нет порядка: Что ни слово -То загадка!  Вот что Сказка говорит:  Жили-были КОТ и КИТ.  КОТ - огромный, просто страшный!  КИТ был маленький, домашний.  КИТ мяукал. КОТ пыхтел.  КИТ купаться не хотел,как огня воды боялся КОТ всегда над ним смеялся!  Время так проводит КИТ:  Ночью бродит, Днем храпит.  КОТ плывет по океану.  КИТ из блюдца ест сметану.  Ловит КИТ мышей на суше.  КОТ на море бьет баклуши!  КИТ царапался, кусался,  Если ж был неравен спор -  От врагов своих спасался,  Залезая на забор.     Добрый КОТ  Ни с кем не дрался,  От врагов уплыть старался:  Плавниками бьет волну  И уходит в глубину... КИТ любил залезть повыше.  Ночью песни пел на крыше.  Позовешь его: - Кис, кис! -  Он охотно спрыгнет вниз.

В этой сказке Нет порядка:

Что ни слово -То загадка! Вот что Сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел,как огня воды боялся

КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался, Если ж был неравен спор - От врагов своих спасался, Залезая на забор.

Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит в глубину...

КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовешь его:

- Кис, кис! - Он охотно спрыгнет вниз.

. Ученый  Бодуэн де Куртенэ

. Ученый

Бодуэн де Куртенэ

Звуки речи ∕ \   Гласные Согласные  / \ / \ ударные безударные  глухие звонкие   / \ / \   мягкие  твердые  мягкие  твердые

Звуки речи

\

Гласные Согласные

/ \ / \

ударные безударные глухие звонкие

/ \ / \

мягкие твердые мягкие твердые


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Фонетика. Гласные звуки».

Автор: Красноштанова Ольга Викторовна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 322984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Фонетика.Гласные звуки."
    ["seo_title"] => string(24) "fonietika_glasnyie_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "368209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481443344"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование""
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_v_5_klasse_glasnye_zvuki_i_ikh_obrazovanie"
    ["file_id"] => string(6) "562386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604481524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки."
    ["seo_title"] => string(78) "poniatiie-o-fonietikie-obrazovaniie-zvukov-riechi-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "277819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452974942"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства