Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Вступительное слово. - Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза». -Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычный урок- урок погружения в разнообразный мир звуков, который окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Мы погрузимся в этот мир и постараемся в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. | Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | - Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) - Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( ж )Жутко жуку сидеть на суку.) - Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) | Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь. | Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения | - Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика ) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Что изучает графика? ( Обозначение звуков буквами) - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) Ответ - стихотворение ( слайд) Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. (слайд) Что произойдет, если звуки заблудятся? Сможем ли мы понять друг друга? А если один звук заблудится? Внимательно прослушайте текст и дайте ответ, какие звуки заблудились, и какие слова должны были быть в тексте. Запишите их парами. Какой звук заблудился? Неизвестно как случилось, Только звук- то заблудился: Заскочил он в чей-то дом И хозяйничает в нем! Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной! (звери) На виду у детворы Крысу красят маляры. (крышу) Сели в ложку - и айда! (лодку) По реке туда – сюда! Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.(чайки) Забодал меня котел, (козел) На него я очень зол. Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей) (Я. Козловский) Чем отличаются слова? (Значением, грамматической формой, правописанием, произношением) - Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) В этой сказке Нет порядка: Что ни слово - То загадка! Вот что Сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, как огня воды боялся КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ Из блюдца есть сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. КОТ На море бьет Баклуши! КИТ Царапался, кусался, Если ж был неравен спор - От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину... КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: - Кис, кис! - Он охотно Спрыгнет вниз. | Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. Упражнение 262. (слайд ). Звуки речи ∕ \ Гласные Согласные / \ / \ ударные безударные твердые мягкие / \ глухие звонкие - Послушайте стихотворение Б. Заходера. Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
| Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. ФИЗМИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 . Раздел науки о языке | Что изучает | Фонетика | Звуки речи | Орфоэпия | Правила произношения | Графика | Обозначение звуков буквами | № 2. | Звуки речи | Буквы | Гласные | [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 | а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10 | № 3. | Глухие | Звонкие | Согласные | [к,п,с,т,ш,ф,х,ц,щ,ч] | [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] | №4 Всегда мягкие | [ч,ш,й] | Всегда твердые | [ж,ш,ц] | Шипящие | [ж,ш,щ,ч] | Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. Практика под руководством учителя: Устное выполнение упражнений 262, 263, 264. Письменное выполнение упражнений 265, 267,266 ( синонимы: удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудесный) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физминутка | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
7.Рефлексия деятельности. | Прием «Незаконченные предложения» Продолжите предложения. - «Звуки речи» - - «Фонетика изучает …» - «Орфоэпия изучает…» - «Фонема» - … - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? -Что понравилось на уроке? - Кто был самым активным? - А самым грамотным? | | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
8. Домашнее задание. | §50-51. Записать 7 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков Подготовить рассказ о гласных звуках. | | |