kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные в сильной и слабой позиции (Обобщение.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утекешева Карылгаш Анатольевна-учитель русского языка и литературы школы-гимназии №3 г.Кандыагаш Мугалжарского района Актюбинской области

5 класс

 Тема:      Фонетика. Звуки речи.

           Гласные и согласные в сильной и слабой позиции   (Обобщение.)

    - повторить и обобщить изученное по теме «Гласные и согласные звуки».

    - повторить правописание слов с непроизносимыми согласными, с проверяемыми согласными,       

      с  удвоенными согласными.

    - бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные в сильной и слабой позиции (Обобщение.)»

Утекешева Карылгаш Анатольевна-учитель русского языка и литературы школы-гимназии №3 г.Кандыагаш Мугалжарского района Актюбинской области


5 класс

Тема: Фонетика. Звуки речи.

Гласные и согласные в сильной и слабой позиции (Обобщение.)


- повторить и обобщить изученное по теме «Гласные и согласные звуки».

- повторить правописание слов с непроизносимыми согласными, с проверяемыми согласными,

с удвоенными согласными.

- бережное отношение к природе.


1. Организационный момент.


2. Цель урока.


3. Индивидуальные задания для учащихся:

1) фонетический разбор слова: трубка.

2) записать парные звонкие / глухие.

3) расставить ударения в словах: берега, вытянуть, глаза, разъяриться, сердечный, испарение, кормить, лагеря.


4. Фронтальный опрос.

1) Дайте определение фонетики.

2) Какие звуки речи вы знаете?

3) Сколько всего гласных букв в русском языке? Звуков?

4) Какие бывают гласные?

5) Какие бывают согласные?

6) Назовите сонорные. Шипящие.

7) Какие согласные являются всегда твёрдыми? Мягкими?

5. Проверяем индивидуальные работы на доске. (1 и 2 задание.)


6. Физкультминутка.


7. Запись числа, темы.

- Проверяем 3 задание. Ударения расставлены, значит, эти гласные находятся под ударением и они находятся в сильной позиции.

- Повторяем правописание безударных гласных, проверяемых ударением.


Вывод: Гласные в безударном положении находятся в слабой позиции.


- Упражнение 279. (Поговорить о бережном отношении к природе. Объяснить знаки препинания.) Выпишите 3-4 слова, в которых имеются только звонкие согласные. (Н: Живом, дерева, земле, должны..)

- В какой позиции находятся эти согласные? (В сильной позиции.)

- Обозначение согласных фонем в слабой позиции:

1) Словарный диктант. Дуб, трубка, молотьба, косьба, сбор, сгибать, сделать, лестница, местный, участник, вестник, известный, прелестный, опасный, чудесный.


2) Материал для наблюдения в параграфе 55, стр. 111 – 112.

Вывод: Оглушение, озвончение согласных;

Непроизносимые согласные;

Мнимопроизносимые согласные – это те случаи, когда согласный становится в слабой позиции.


Пояснения учителя:

В слабой позиции согласная фонема может оказаться при стечении трёх согласных. Для русской речи, речи слоговой и плавной, такое стечение не характерно. Когда согласных оказывается вместе более двух, то один согласный не произносится. Как правило, такое явление происходит в буквенных сочетаниях:

3) Запись слов в словарик: стн: честный

здн: поздно Стечение согласных.

вств: здравствуй.

Согласный произносится «мнимо». Такие случаи требуют проверки: ужасный – ужасен – ужас.

4) Продолжит запись слов в словарик: Чудесный, опасный, прекрасный, небесный, тяжеловесный.


8. Физкультминутка. Игра.


4) Кто грамотнее (два ученика записывают на доске, остальные в тетрадях)?

Гигантская лестница, поездка на пастбище, счастливый случай, окрестные места, ненастная погода, убедительная просьба, озябшие пальцы, продрогший щенок, образцовый труд, песцовый воротник, по лёгкому морозцу, тяжёлая косьба, подъездная дверь, ухудшение здоровья, замёрзшая жидкость.

5) Упражнение 281.

6) Работа со словарём (в учебнике). Найдите слова с удвоенными согласными.


Вывод: Такие согласные тоже находятся в слабой позиции.


7) Запомните написание слов с удвоенными согласными, спишите их правильно с доски.

Артиллерия, бюллетень, аккуратный, режиссёр, профессор, миллион, корреспондент, прогресс, процесс, баррикада, аттестат, классный, конгресс, килограмм, аккорд.


9. Домашнее задание: Упражнение 267.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные в сильной и слабой позиции (Обобщение.)

Автор: Утекешева Карылгаш Анатольевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация и план урока по теме "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-i-plan-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "165284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422792693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Урок  "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(16) "urok-fonietika-1"
    ["file_id"] => string(6) "219256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434088070"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения."
    ["seo_title"] => string(50) "tema_orfoepicheskie_normy_normy_russkogo_udareniia"
    ["file_id"] => string(6) "485096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542004183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства