Проведенный урок – первый при изучении темы «Фонетика и орфография». Урок состоит из этапов: организационный момент, закрепление материала, итоги урока. Для облегчения процесса восприятия информации учащимися урок сопровождается электронной презентацией, используются цифровые образовательные ресурсы. Правильность выполнения задания проверяется на интерактивной доске. Учащиеся имеют возможность проверить и закрепить свои знания по теме с помощью интерактивного теста. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет оптимально организовать самостоятельную работу учащихся, индивидуализировать работу, у детей есть возможность найти и исправить свои ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Два человека у доски делают морфологический разбор слов наклоняюсь и двойного, двое других - фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.
2. Упражнение 15.
Читаем специальные слова (термины), например: русский язык - суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература - эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика - гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.
В это время два человека у доски записывают сложные предложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предложений.
III.Повторение темы «Фонетика и орфография»
1. Беседа по вопросам Дополнительные вопросы:
- В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам, переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)
- Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко - «ж» смягчается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)
2.Фонетический разбор слов.
3. Работа с упражнением
Выразительное чтение стихотворения
Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.
Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос: «Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?»
«Верные – неверные утверждения» (Да. Нет)
1. Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Да)
2. Количество звуков и букв в слове всегда совпадает. (Нет.)
3. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. (Да)
4. Я – это гласный звук. (Нет.)
5. Буквы ъ и ь не обозначают звуков. (Да)
6. В слове столько слогов, сколько гласных букв. (Да)
7. Мягкость согласных звуков на письме обозначается только с помощью мягкого знака. (Нет, ещё буквами е,ё,ю,я,и)
8. Русский алфавит состоит из 33 букв. (Да)
IV. Работа по вопросам учебника
Что изучает фонетика?
Что такое звук речи? Для чего служат звуки речи в языке?
Что такое фонетический разбор?
Чем буква отличается от звука?
Чем отличаются звонкие согласные от глухих?
Какие звуки в русском языке обозначаются буквами е,ё,ю,я
Березникинаполненыбелымматовымипронзительно-ж_лтымсветом. А глянетсол(?)це–светвосто кратумн_жает(?)ся.Втакойчасчу(?)ствуешьсебяна землеименинником.
Работа по учебнику.
. Объяснительный диктант. Повторить правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных)
5. Фонетика. Фонетический разбор.
Давайте напишем слово «праздник». Какая орфограмма в этом слове? Найдите слова в тексте с такой же орфограммой, выпишите и сделайте транскрипции: Праздник-[празн’ик] чувствовать-[ч’уствават’] солнце-[сонцэ] Работа по учебнику
Выполнить упражнение 589
Составить транскрипцию слов.
Расчесать-(расч,исат,), веснушчатый-(в,иснушч,атый), счастье-(щ,аст,э), счеты-(щ,оты), исчезнуть-(исщ,эзнут,), возчик-(вощ,ик), счастливый-(щ,асл,ивый), через час-(ч,эр,ис ч,ас), заносчивый-(заносщ,ивый), счетовод-(щ,итавот), без чести-(б,эс ч,эст,и), без счета-(б,ес щ,ота)