3. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Тема нашего урока очень тесно связана с уроками литературы. Ведь речь пойдёт об эпитетах.
4.Объяснени нового материала.
1). Вступительное слово учителя.
В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.
На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты.
Их ещё называют изобразительно-выразительными средствами языка.
Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.
Вспомним, что такое эпитет.
Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему( слайд).
В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты: красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый, речка быстрая, поле чистое, синее море.
Такие эпитеты называются постоянными (слайд).
2). Работа с учебником. П.22, стр.60. Выполнение упр.127.
4. Закрепление нового материала.
1).Практическая работа (устно).
Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности —
с эпитетом - на примере стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
Прочитаем сначала без прилагательных. Чего здесь не хватает, полная ли картина предстала перед нами?
Попробуйте сами вставить прилагательные, вспомните стихотворение.
Сквозь … туманы
Пробирается луна,
На … поляны
Льёт … свет она.
По дороге …, …
Тройка … бежит,
Колокольчик …
… гремит.
Примечание.* Иногда эпитет может быть выражен наречием, поясняющим действие предмета.
2). Пояснение учителя.
Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.
Какие слова-эпитеты употреблены А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие — в переносном? Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и тот же звук. Все эти слова употреблены в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная, то есть вызывает скуку — слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, а здесь они перенесены на неодушевлённые предметы.
Вы спросите: а почему мы не обратили внимание на прилагательное волнистые? Да потому, что вместе со словом туманы оно обозначает совсем другой предмет — тучи, волнами движущиеся по небу. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистыетуманы — это как бы загадка, которую надо разгадать. Такое изобразительное средство называется метафорой, мы о ней будем говорить позже.
3).Тренировочные упражнения.
№ 1. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к слову лес. Запиши их в тетрадь.
Примечание.*Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238!
№2.Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты к слову лес.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.
(И. Никитин)
Постарайтесь объяснить ( устно), почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а во втором — сонный.
№3. Подберите к слову «озеро» эпитеты, характеризующие его по величине, состоянию поверхности, по цвету, по глубине. Запиши их в тетрадь.
Домашнее задание. (Распечатка).
Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:
1) ... звон жаворонка;
2) ... звон бьющихся льдинок;
З) ... звон бьющихся сосулек;
4) ... звон бубенцов;
5) ... звон часов;
б) ... звон разбитого стекла;
7) ... звон стеклянной посуды.
Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.
6. Рефлексия. Поляна успеха.
Прикрепите листочки на нашу чудо полянку, придумайте к ним эпитеты.
Зеленый листочек. На уроке мне было комфортно.
Урок для меня был интересным.
Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
На уроке я был активен.
Все мои ответы были удачными.
В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).
Оранжевый листочек. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.
Урок для меня был интересным.
Я понимал не все, о чем говорилось и что делалось на уроке.