| № | Название темы | всего | лекции | практика | Форма проведения | Образовательный продукт |
| 1 | Введение. Требование к экзаменационному сочинению-эссе. История возникновения жанра эссе. | 1 | 1 | | Лекция | Конспект, составление памятки |
| 2 | Темы широкие и узкие. Основная мысль прозаического текста, выражающего индивидуальные впечатления | 1 | 1 | | Лекция | Конспект |
| 3 | Публицистический стиль. Жанр эссе субъективно окрашенное слово о чем-либо | 1 | 1 | | Лекция. Лингвистический анализ текста | Конспект |
| 4 | Анализ эссе, оформленных в различных стилях. | 1 | 1 | | Лекция. Лингвистический анализ текста | Тезисы. Тексты эссе |
| 5 | Тема, проблематика, идея, цель, сочинение-эссе | 1 | 1 | | Лекция | Конспект |
| 6 | Эссе как вид учебной деятельности. Композиция эссе. «Плетение кружев», ограниченное объемом. | 1 | 1 | | Лекция. Лингвистический анализ текста | Конспект. Письменный ответ на вопрос |
| 7 | Тезисы и аргументы эссе | 1 | 1 | | Лекция. Лингвистический анализ текста | Конспект. Практическая работа |
| 8 | Критерии отличного эссе | 1 | | 1 | Практическая работа. Анализ письменных работ | Дескрипторы. Проанализированные эссе |
| 9 | Цитирование. Знаки препинания при цитатах | 1 | | 1 | Практическая работа | Цитаты. Эпизоды эссе |
| 10 | Типичные ошибки, допускаемые в сочинениях-эссе | 1 | 1 | | Лекция | Тезисы. Проанализированные эссе |
| 11 | Эссе как жанр литературного произведения | 1 | 1 | | Лекция | Тезисы, план |
| 12 | Языковые средства воздействия на читателя. Тропы и риторические фигуры | 1 | 1 | | Лекция | Конспекты. Ментальные карты |
| 13 | Пробное написание сочинение-эссе на литературную темы | 1 | | 1 | Практическая работа | Эссе |
| 14 | Совершенствование написанного | 1 | | 1 | Практическая работа | Работа над ошибками |
| 15 | Роль авторской лексики и лирических отступлений в сочинении на определенную тему | 1 | | 1 | Практическая работа с ресурсами | Тезисы. Адреса найденных источников |
| 16 | Работа над образностью и афористичностью эссе | 1 | | 1 | Практическая работа | Эссе |
| 17 | Пробное написание сочинения-эссе на свободную тему | 2 | | 2 | Практическая работа | Письменный развернутый ответ |
| 18 | Совершенствование написанного | 1 | | 1 | Практическая работа | Кластер. Откорректированное эссе |
| 19 | Актуальные вопросы современности в эссе. Отражение знаменательных событий текущего момента | 1 | | 1 | Практическая работа | Письменный развернутый ответ. Тезисы |
| 20 | Пробное написание сочинение-эссе на литературную тему | 2 | | 2 | Практическая работа | Эссе |
| 21 | Совершенствование написанного | 1 | | 1 | Практическая работа | Откорректированное эссе. Рецензия |
| 22 | Работа с дополнительными ресурсами при подготовке к сочинению-эссе | 1 | | 1 | Практическая работа | Тезисы. Цитаты. Источники |
| 23 | Пробное написание сочинение-эссе на свободную тему | 2 | | 2 | Практическая работа | Эссе |
| 24 | Совершенствование написанного | 1 | | 1 | Практическая работа с эссе | Работа над ошибками. Рецензия |
| 25 | Разновидность очерка, где главное не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций | 1 | | 1 | Практическая работа | Очерк |
| 26 | Диалог с самим собой, с миром, с воображаемым собеседником. | 1 | | 1 | Практическая работа | Тезисы. Цитаты |
| 27 | Пробное написание сочинение-эссе на литературную и свободную тему | 2 | | 2 | Практическая работа | Эссе |
| 28 | Совершенствование написанного | 1 | | 1 | Практическая работа. Работа над ошибками | Рецензия. Проанализированный текст |
| 29 | Итоговое пробное эссе | 1 | | 1 | Практическая работа | Эссе |
| 30 | Совершенствование написанного. Рекомендации, психологический настрой и совет перед экзаменом | 1 | | 1 | Психологический тест. Памятка по поведению во время экзамена | Откорректированное эссе. Тезисы |
| | Всего | 34 | 10 | 24 | | |
Спецкурс «Особенности написания эссе» предусматривает обучение написанию эссе на различные темы и углубленную подготовку к выпускному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы.
Практические упражнения по совершенствованию написанного текста сочинения-эссе помогают осознать учащимся, что непосредственному его написанию предшествует серьезная подготовительная работа по изучению различной литературы, разнообразных ресурсов, теоретических материалов грамматики и стилистики для грамотного оформления прозаического текста.
Главное внимание во время работы по курсу «Особенности написания эссе» обращается на идейно-эстетическое своеобразие авторского прозаического текста работы, связанное с пониманием философской и нравственной проблематики вопроса при раскрытии темы с полным использованием изобразительно-выразительных и эмоционально-экспрессивных возможностей языковых средств.