Просмотр содержимого документа
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
- формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
- повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Развивающие:
- формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнения, творческая работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс" (под редакцией М.М.Разумовской) - М., "Дрофа",2013
Ход урока
I. Оргмомент: Сообщение темы, целей урока.
II.Повторение изученного:
Индивидуальные задания: 2 ученика у доски составляют схемы постановки тире в БСП, а 2-4 ученика индивидуально работают по карточкам:
Карточка 1.
Спишите, вставьте буквы , расставьте знаки препинания, графически их объясните:
Иван Иванович подош..л к в..ротам загр..мел щ..колдой (из)нутри поднялся с..бачий лай(Н. Гоголь).
Вдру(г//к) дверь к..морки быстро ра..пахнуласьвся челядь (тот)час кубарем ск..тилась с лес..ницы(И. Тургенев).
Игнат спустил курокруж..ё дало ..сечку(А. Чехов).
Упадет луч(?) со..нца на тр..вувспыхн..т трава изумруд..м и жемчуг..м(М. Горький).
Метелица был уже совсем бли..ко от к..стравдру(г//к) конское ржан..е ра..далось во т..ме(А. Фадеев).
Ещ.. выстрелкуч..р выр..нил во(жж//ж)и и тихо спол.. под к..леса(В. Шукшин).
Карточка 2.
Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении:
1. Сырвыпал– с нимбылаплутовкатакова(Крылов).
2. Служить бы рад–прислуживатьсятошно(Грибоедов).
3. Яумираю– мнене к чему лгать(Тургенев).
4. Кошкигрызутся– мышамприволье(пословица).
5. Молвитслово –соловейпоёт(Лермонтов).
6. Приказ есть приказ –такего воспитали(Воробьёв).
2.Фронтальный опрос.
- Что такое БСП? Назовите его признаки.
- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?
- В каких случаях нужно поставить тире? (проверка схемы, составленной учащимся у доски)
3. Цифровой диктант с последующей самопроверкой:
1 – время, условие;
2 – противопоставление;
3 – вывод, следствие;
4 – быстрая смена событий.
Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
Лето припасает - зима поедает.
Совесть потеряешь - другой не купишь.
Дети стали большими - им надо учиться.
Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.
III. Получение новых знаний.
- Давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
(Выполнение упр. 223 – чтение и анализ бессоюзных предложений.)
- Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод)
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
IV. Формирование умений и навыков.
1.Конструирование предложений.
- Перестройте предложения из СПП в БСП
- Как изменяется пунктуационное оформление? Какие союзы и союзные слова будут участвовать в соединении предложений?
1) Я решил, что завтра обязательно поеду к деду.
2) Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине.
3)Я оглянулся и увидел, что Николай пошел в другую сторону.
4)Вдруг я заметил, что рядом никого нет.
5) Я не еду к морю, так как погода совсем испортилась.
6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.
Диктовка (с объяснением):
1. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)
2. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. (К.Паустовский)
3. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица
4. Я понюхал: пахло медом.
5. Слышу: земля задрожала.
6. Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.
7. Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.
Творческое задание (по группам):
1-ая группа: Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.
А. Природа всегда вдохновляет: …
Б. Лес влияет на температуру воздуха: …
В. Берегите книгу: …
Г. Я посмотрел вокруг: …
Д. Я рад: …
Е. Я прошу тебя: …
Ж. За лесом прогремело: …
2-ая группа:Творческая работа по типу части 15.1 ОГЭ (9 класс)
Написать мини-эссе «Зачем нужно это двоеточие?» (20-40 слов)
V. Итоги урока.
Проверка выполненного задания. Выставление отметок за урок.