kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с методическими материалами, разработанными заданиями 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Конспект урока по русскому языку

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении



Цели урока:

  1. Образовательные:

- усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

- формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

- повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Развивающие:

-  формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  1. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урокакомбинированный.

 

Методы обучениябеседа, тестирование, упражнения, творческая работа.

 

Формы организации учебной деятельностииндивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урокакомпьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс"  (под редакцией М.М.Разумовской) - М., "Дрофа",2013


Ход урока


I. Оргмомент: Сообщение темы, целей урока.

 

II.    Повторение изученного:

  1. Индивидуальные задания:  2 ученика у доски составляют схемы постановки тире в БСП, а 2-4 ученика индивидуально работают по карточкам:


Карточка 1.

 Спишите, вставьте буквы , расставьте знаки препинания, графически их объясните:

Иван Иванович подош..л к в..ротам загр..мел щ..колдой  (из)нутри поднялся с..бачий лай (Н. Гоголь).

Вдру(г//к) дверь к..морки быстро ра..пахнулась  вся челядь (тот)час кубарем ск..тилась с лес..ницы (И. Тургенев).

Игнат спустил курок  руж..ё дало ..сечку (А. Чехов).

Упадет луч(?) со..нца на тр..ву  вспыхн..т трава изумруд..м и жемчуг..м (М. Горький).

Метелица был уже совсем бли..ко от к..стра  вдру(г//к) конское ржан..е ра..далось во т..ме (А. Фадеев).

Ещ.. выстрел куч..р выр..нил во(жж//ж)и и тихо спол.. под к..леса (В. Шукшин).

 

Карточка 2.


 Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении:


1.  Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). 

2. Служить бы рад  прислуживаться тошно (Грибоедов).

3. Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев).

4. Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). 

5. Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). 

6. Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).


2.      Фронтальный опрос.

 

- Что такое БСП? Назовите его признаки.

- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?

- В каких случаях нужно поставить тире? (проверка схемы, составленной учащимся у доски)

 

3.       Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

1 – время, условие;

2 – противопоставление;

3 – вывод, следствие;

4 – быстрая смена событий.

 

  1. Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.

  2. Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

  3. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

  4. Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

  5. Лето припасает - зима поедает.

  6. Совесть потеряешь - другой не купишь.

  7. Дети стали большими - им надо учиться.

  8. Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.

  

III. Получение новых знаний.


- Давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 

(Выполнение упр. 223 – чтение и анализ бессоюзных предложений.)


- Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод)

 

                         Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

 


 IV. Формирование умений и навыков.

1.      Конструирование предложений.

 - Перестройте предложения из СПП в БСП

- Как изменяется пунктуационное оформление? Какие союзы и союзные слова будут участвовать в соединении предложений?

 

1)      Я решил, что завтра обязательно поеду к деду.

  2)      Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине.

  3)      Я оглянулся и увидел, что Николай пошел в другую сторону.

  4)      Вдруг я заметил, что рядом никого нет.

  5)      Я не еду к морю, так как погода совсем испортилась.

  6)      Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

  

  1. Диктовка (с объяснением):


 

1. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

2. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. (К.Паустовский)

3. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица

4. Я понюхал: пахло медом.

5. Слышу: земля задрожала.

6. Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.

7. Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.

  1. Творческое задание (по группам):

1-ая группа: Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

А. Природа всегда вдохновляет: …

Б. Лес влияет на температуру воздуха: …

В. Берегите книгу: …

Г. Я посмотрел вокруг: …

Д. Я рад: …

Е. Я прошу тебя: …

Ж. За лесом прогремело: …

2-ая группа:     Творческая работа по типу части 15.1 ОГЭ (9 класс)

Написать мини-эссе «Зачем нужно это двоеточие?» (20-40 слов)

 

V. Итоги урока.

 

     Проверка выполненного задания.  Выставление отметок за урок.

 

VI.   Домашнее задание: §25, упр.229




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Автор: Кочегарова Ольга Ивановна

Дата: 05.01.2022

Номер свидетельства: 596877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр» "
    ["seo_title"] => string(65) "dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-tiekst-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "188114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612332"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "tiemaurokatirievbiessoiuznomslozhnompriedlozhienii9klass"
    ["file_id"] => string(6) "307235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458294984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства