Теоретическая часть. 1. Определение деепричастия. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. (Пушкин) – Найдите деепричастие. Докажите, что это оно. - Вспомним алгоритм определения деепричастия. – Что такое деепричастие? - Что означает термин деепричастие? (Причастный к действию, имеющий «непосредственное отношение») (Ожегов) 2. Определение деепричастного оборота. - Чем осложнено предложение? - Как найти деепричастный оборот? - Зачем нужно знать деепричастный оборот? (Знаки препинания; синтаксический разбор). 3. Словообразование деепричастий. А) Фронтальный опрос. - Какие морфологические признаки имеет деепричастие? - Какой морфемы нет у деепричастия? Почему? Какую ошибку нельзя делать в морфемном разборе? - Как определяем вид деепричастия? (По вопросу, по суффиксу). - Устный морфологический разбор «дробясь». Исправьте допущенные ошибки. Б) Проблемная ситуация. - Почему нельзя образовывать деепричастия: смотрев, прокрича? (При образовании деепричастия нужно учитывать вид глагола). В) Устный связный ответ. - Как образуются деепричастия? Д) Кто быстрей и правильней? Упр.214 С.в. н.в. Размолов приготовляя Удалив располагая Распечатав балуя Найдя предполагая Привязав восстанавливая Вырастив Увидев Принеся Пересадив - В чём особенность деепричастия, образованного от глагола «быть»? - Что помним о «забытой морфеме»? - Вплоть до 18 века деепричастия образовывались с помощью суффиксов -учи, -ючи. В СРЯ эти суффиксы практически не используются.В художественной литературе употребляются для передачи колорита народной речи (глядючи, едучи, гуляючи). 4. Вывод. – Перечислите, что повторили о деепричастии. (Деепричастие, деепричастный оборот, образование деепричастий, особенности разборов). Практическая часть. Не с деепричастиями. - Как пишется не с деепричастиями? - Выборочный диктант. (Не)видя, (не)верил, ненавидя, (не)находивший, (не)заметив, не)понят,(не)чувствуя, (не)годовал, (не)взлюбив, (не)дооценив. - Какие слова не записали? Почему? Не верил, ненаходивший, не понят, негодовал, недооценив. 2. Запятая при деепричастии и деепричастном обороте. А) Работа с текстом. Блистая, взлетая, шипя, Сплетаясь, звеня, клокоча, Бросаясь, меняясь, ликуя, шумя, Взметаясь и пенясь, гремя, грохоча, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Стремясь, вырастая, вперед убегая В свободном задоре, Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре! Роберт Саути «Лодорский водопад» – Что изобразил автор? Какова тема? Как озаглавим? (Водопад). - Основная мысль? (Водопад живой: олицетворения (каждый по 3): шипя, ликуя, смеясь… - Что нового узнали об олицетворении? (Может выражаться деепр.) - Стиль текста? (Художественный). - Тип речи? (Описание). - Чем необычно построение стихотворения? Какую грамматическую конструкцию выбрал автор? Почему? (Какова роль деепричастий в речи?) (Одно предложение - текст. В нём много деепричастий. Они дорисовывают движение в звуке (грохоча, звеня…), цвете (блистая), передают динамику (бросаясь, стремясь, убегая… Помогают описать сложное действие, которое воспринимается одновременно в деталях). - Выразительное чтение текста. – Списать текст. Сформулировать правила, которыми пользовались. Б) Составление памятки. - В каких случаях деепричастие не обособляется на письме запятыми? (Когда деепричастие переходит в наречие). - Замените синонимом. Почему наречие? Читай параграф не торопясь (не спеша). Ответы одноклассников слушай, не перебивая (молча). 3. Вывод. - Какие правила повторили? (НЕ с деепричастиями; запятая при деепричастии и деепричастном обороте). Употребление в речи. - Какую грамматическую ошибку сделал автор предложения? Уронив люльку, поляки набросились на Тараса Бульбу. (Гл. и деепр. должны относиться к одному лицу. С.78) - Задание ВПР. Найдите и исправьте гр. ошибку в предложении. | Индивидуальная работа у доски. Разбирают предложение. Хором проговаривают алгоритм. Индивидуальный ответ. Оценивают определение: (Правильность. Точность. Грамотность.) Индивидуальный ответ. Синтаксический разбор предложения. Отвечают на вопросы. Морфемный разбор «дробясь». Исправляют допущенные ошибки. Поиск выхода из ситуации. Переработка ответа в графическую схему. Индивидуальная работа у доски. Взаимопомощь. Самопроверка. «Будучи»: суффикс –УЧИ устаревший. (Будучи детьми, мы любили сказки). Делают вывод. Взаимоопрос правила. Индивидуальная работа у доски. Самопроверка. Фото «Лодорский водопад». Беседа по вопросам. Клокотать – Взметнуться - Выразительное чтение текста. Слушают текст. Осложнённое списывание. Помощь друг другу при затруднении. Самостоятельное формулирование правил. Подбирают синонимы. Доказывают, что наречие. Формулируют вывод. Объяснение материала одноклассникам. Работают в парах. (Правила работы). |