II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Учитель предлагает посмотреть инсценировку и ответить на вопросы. -- Кто прав из ребят? Почему? - А вы знаете, сколько времени понадобилось людям, чтобы изобрести буквы, чтобы научиться писать? | 1.Инсценирование. Пришел из школы Никитка сердитый, недовольный и говорит: -Учительница у нас злая, несправедливо мне тройку поставила. -Ну-ка, покажи тетрадь! Никита, а буквы – то, буквы! Одна на другую наезжают, прямо калеки какие – то! – произносит мама. -А, подумаешь, из-за какой - то чепухи, из – за букв! Важность большая – буквы! – возмущается Никита. | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока | О том, какой долгий путь прошла письменность, чтобы служить людям, мы и поведем разговор на уроке. -Как могла бы звучать тема нашего урока? Наше учебное занятие мы назовем «Долгая дорога к письменности». Дома каждая группа готовила сообщение для рубрики «Это интересно». Давайте откроем сокровищницу человеческой мысли и узнаем новую информацию | Ученики высказывают свои предположения. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Уметь формулировать мнение, использовать речь для регуляции своего действия | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить учащихся с разными видами письма, использовать полученные знания на практике. | После прослушивания сообщения 1 группы учитель предлагает школьникам нарисовать письмо. (Приложение1) Учитель предлагает ребятам познакомиться с Кириллицей и попробовать написать любое слово, используя буквы славянской азбуки. (Приложение 2) Учитель: Буквы – значки, как бойцы на параде, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все алфавит. Алфавит сравнивают с таблицей умножения, это то, что надо знать. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё очертание. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали. Вот что пишет об этом поэт Погорельский: В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица, Где Ять и где Фита? - А как же учились в старину дети? | Работа в группах. 1группа. Были времена, когда ни один народ, обладая устной речью, не знал письменности. Письмо в те далекие времена изображалось с помощью рисунков на камне, папирусе, бересте или пергаменте. Представьте, что вы охотник. Удача улыбнулась вам, и вы хотите своей радостью поделиться с родственниками из другого племени. Как это сделать? Нарисовать письмо. 2 группа. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось узелковое письмо. На ветку нанизывались разноцветные ленты. Каждый цвет и количество узелков обозначали слово. Давайте и мы попробуем написать узелковое письмо. 3 группа. В Древней Руси писали на деревянных дощечках, покрытых воском, заточенной палочкой (стило). Буква выдавливалась в мягком воске. Если делалась ошибка, то стило переворачивали тупым концом и затирали неправильно написанную букву. Эти дощечки сохранялись в Москве до 1812 года. А когда город перед нашествием Наполеона был сожжен, сгорели и памятники письменности. 4 группа. Существовал язык дыма, колокола, свиста. 5 группа. Зарубки на дереве – еще один вид письма, им часто пользовался народ манси. Представьте, что вы в лесу на дереве увидели зарубки. Попробуйте их прочитать. (Приложение 3) 6 группа. В 863 году князь Ростислав пригласил из Византии братьев Кирилла и Мефодия. Они создали славянскую азбуку. Своё название она получила по первым буквам алфавита: «аз», «буки». В честь одного из братьев азбука была названа Кириллицей. А братьям за их труд во многих городах поставлены памятники. 7 группа. А вот как грамоте учили в старину. В старину учились дети- Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – глаголь, И учитель для науки По субботам их порол. Ученик древнерусской школы, попав в современный учебный класс, был бы поражен многим: компьютерами и калькуляторами, цветными учебниками и тетрадями, даже карандашами и шариковыми ручками. Но и нынешний ученик, попав в школу на пару веков назад, был бы растерян и озадачен. Вместо просторного светлого класса — обычная деревенская изба, вместо парт — длинные столы и лавки, вместо калькулятора — счеты, вместо тетрадей — деревянные дощечки | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство. Формирование картины мира. | |
V. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает обучающимся познакомиться с репродукциями картин, изображающих процесс обучения в древней школе. (Слайды презентации) -- Опишите, как проходит урок. - Какая эпоха изображена на следующем полотне? -Как вы это определили? - Что происходит в классе? | Ученики строят монологическое высказывание. | Приобщение к миру искусству. | Формирование основ гражданской идентичности личности. | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. Ученикам предлагается сценка. - Какой вывод можно сделать, услышав эту историю? (Нужно писать не только грамотно, но красиво и разборчиво. Надо уважать того человека, который будет читать ваше послание) | Один неграмотный пришел к грамотному и говорит: -Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… -Нет, не могу, нога болит у меня. -Да разве ты ногой пишешь? -Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, но без меня мой письмо никто не разберет. | Умение обобщать, делать выводы | Формирование навыков рефлексии | |
IX.Заключительный этап урока. Цель: в игровой форме продемонстрировать ученикам значимость русского слова, алфавита | -Каждое слово русского языка может подвергнуться волшебному превращению. И сейчас мы в этом убедимся. Перед вами слово «строительство». Попробуйте из букв данного слова составить новые. -А теперь вам задание потруднее. Вы хорошо знаете современный алфавит? А вот теперь попробуйте его собрать. (Буквы алфавита написаны вразброс, ученики на время называют буквы по порядку, показывая их. Можно буквы сделать разноцветными). (Приложение 4) | Ученики составляют слова из букв данного. СТРОИТЕЛЬСТВО: торт, трость, соль, толь, лес, весть, трель, овес, ил, тост, рост, рельс, свет. Учащиеся на время произносят алфавит, показывая называемую букву. | Формирование навыков работы со словом | Формирование ценностных ориентиров | |