kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долгая дорога к письменности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассказывает о возникновении письменности, видах письма.  В ходе урока обучающиеся знакомится с живописными полотнами, изображающими обучение в древние времена. Учебное занятие строится с учетом индивидуальных особенностей учеников. Урок  предполагает самостоятельный поиск информации, включает элементы инсценирования, что формирует познавательный интерес школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Долгая дорога к письменности »

Технологическая карта урока русского языка , разработанная Глуховой Мариной Владимировной

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания


Тема 

«Долгая дорога к письменности»

Цель

Познакомить учащихся с разными видами письма, истоками возникновения алфавита

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности.

Отработка навыков составления высказывания на заданную тему.

Воспитание уважения к историческому прошлому.

Формируемые УУД

  • Личностные: формирование основ гражданской идентичности;

  • Познавательные: осуществление поиска необходимой информации;

  • Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству.


Основные понятия

Алфавит, виды письма.

Ресурсы:


 

 


  компьютерная презентация.


Организация пространства

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика: задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 




II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Учитель предлагает посмотреть инсценировку и ответить на вопросы.


-- Кто прав из ребят? Почему?

- А вы знаете, сколько времени понадобилось людям, чтобы изобрести буквы, чтобы научиться писать?



1.Инсценирование.



Пришел из школы Никитка сердитый, недовольный и говорит:

-Учительница у нас злая, несправедливо мне тройку поставила.

-Ну-ка, покажи тетрадь! Никита, а буквы – то, буквы! Одна на другую наезжают, прямо калеки какие – то! – произносит мама.

-А, подумаешь, из-за какой - то чепухи, из – за букв! Важность большая – буквы! – возмущается Никита.


Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения.


III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока

О том, какой долгий путь прошла письменность, чтобы служить людям, мы и поведем разговор на уроке.


-Как могла бы звучать тема нашего урока?



Наше учебное занятие мы назовем «Долгая дорога к письменности».

Дома каждая группа готовила сообщение для рубрики «Это интересно». Давайте откроем сокровищницу человеческой мысли и узнаем новую информацию










Ученики высказывают свои предположения.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Уметь формулировать мнение, использовать речь для регуляции своего действия

 


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить учащихся с разными видами письма, использовать полученные знания на практике.

После прослушивания сообщения 1 группы учитель предлагает школьникам нарисовать письмо. (Приложение1)

















































Учитель предлагает ребятам познакомиться с Кириллицей и попробовать написать любое слово, используя буквы славянской азбуки. (Приложение 2)








Учитель:

Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все алфавит.


Алфавит сравнивают с таблицей умножения, это то, что надо знать. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё очертание. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали. Вот что пишет об этом поэт Погорельский:


В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица,

Где Ять и где Фита?


- А как же учились в старину дети?

Работа в группах.


1группа. Были времена, когда ни один народ, обладая устной речью, не знал письменности. Письмо в те далекие времена изображалось с помощью рисунков на камне, папирусе, бересте или пергаменте.

Представьте, что вы охотник. Удача улыбнулась вам, и вы хотите своей радостью поделиться с родственниками из другого племени. Как это сделать? Нарисовать письмо.


2 группа. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось узелковое письмо. На ветку нанизывались разноцветные ленты. Каждый цвет и количество узелков обозначали слово. Давайте и мы попробуем написать узелковое письмо.


3 группа. В Древней Руси писали на деревянных дощечках, покрытых воском, заточенной палочкой (стило). Буква выдавливалась в мягком воске. Если делалась ошибка, то стило переворачивали тупым концом и затирали неправильно написанную букву.

Эти дощечки сохранялись в Москве до 1812 года. А когда город перед нашествием Наполеона был сожжен, сгорели и памятники письменности.


4 группа. Существовал язык дыма, колокола, свиста.

5 группа. Зарубки на дереве – еще один вид письма, им часто пользовался народ манси. Представьте, что вы в лесу на дереве увидели зарубки. Попробуйте их прочитать. (Приложение 3)



6 группа. В 863 году князь Ростислав пригласил из Византии братьев Кирилла и Мефодия. Они создали славянскую азбуку. Своё название она получила по первым буквам алфавита: «аз», «буки». В честь одного из братьев азбука была названа Кириллицей. А братьям за их труд во многих городах поставлены памятники.
































7 группа.

А вот как грамоте учили в старину.

В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь,

И учитель для науки

По субботам их порол.


Ученик древнерусской школы, попав в современный учебный класс, был бы поражен многим: компьютерами и калькуляторами, цветными учебниками и тетрадями, даже карандашами и шариковыми ручками. Но и нынешний ученик, попав в школу на пару веков назад, был бы растерян и озадачен. Вместо просторного светлого класса — обычная деревенская изба, вместо парт — длинные столы и лавки, вместо калькулятора — счеты, вместо тетрадей — деревянные дощечки




Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.






































































































































Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Формирование картины мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V. Включение новых знаний в систему знаний

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся познакомиться с репродукциями картин, изображающих процесс обучения в древней школе.

(Слайды презентации)

-- Опишите, как проходит урок.

- Какая эпоха изображена на следующем полотне?

-Как вы это определили?

- Что происходит в классе?



 







Ученики строят монологическое высказывание.

Приобщение к миру искусству.




Формирование основ гражданской идентичности личности.


VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

 Ученикам предлагается сценка.


- Какой вывод можно сделать, услышав эту историю? (Нужно писать не только грамотно, но красиво и разборчиво. Надо уважать того человека, который будет читать ваше послание)


Один неграмотный пришел к грамотному и говорит:

-Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

-Нет, не могу, нога болит у меня.

-Да разве ты ногой пишешь?

-Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, но без меня мой письмо никто не разберет.


Умение обобщать, делать выводы

Формирование навыков рефлексии


IX.Заключительный этап урока.

Цель: в игровой форме продемонстрировать ученикам значимость русского слова, алфавита

-Каждое слово русского языка может подвергнуться волшебному превращению. И сейчас мы в этом убедимся. Перед вами слово «строительство». Попробуйте из букв данного слова составить новые.


-А теперь вам задание потруднее. Вы хорошо знаете современный алфавит? А вот теперь попробуйте его собрать. (Буквы алфавита написаны вразброс, ученики на время называют буквы по порядку, показывая их. Можно буквы сделать разноцветными).

(Приложение 4)


Ученики составляют слова из букв данного.


СТРОИТЕЛЬСТВО: торт, трость, соль, толь, лес, весть, трель, овес, ил, тост, рост, рельс, свет.



Учащиеся на время произносят алфавит, показывая называемую букву.




Формирование навыков работы со словом

Формирование ценностных ориентиров


IX. Домашнее задание

Задание 1 уровня:

-Представьте, что вы древний воин. Нарисуйте письмо своему соплеменнику о своем подвиге.

Задание 2 уровня:

-Составьте сказку «Разговор букв»



Развитие творческих способностей учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Долгая дорога к письменности

Автор: Глухова Марина Владимировна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок развития речи. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(37) "urokrazvitiiariechiuchimsiapisatpisma"
    ["file_id"] => string(6) "258652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448544827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Дороги, которые мы выбираем" "
    ["seo_title"] => string(29) "doroghi-kotoryie-my-vybiraiem"
    ["file_id"] => string(6) "168542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423243576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Появление письменности "
    ["seo_title"] => string(26) "poiavlieniie-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "208488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430825465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Конспект мероприятия на тему  «Эвены – коренные жители Севера» посвященное «Году литературы РФ и Дню письменности и родного языка в РС (Я)» (1- 8 классы) "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-mieropriiatiia-na-tiemu-evieny-koriennyie-zhitieli-sieviera-posviashchiennoie-godu-litieratury-rf-i-dniu-pis-miennosti-i-rodnogho-iazyka-v-rs-ia-1-8-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "237129"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444236610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока: Устные приемы умножения и деления с числами, оканчивающимися нулями. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-ustnyie-priiemy-umnozhieniia-i-dielieniia-s-chislami-okanchivaiushchimisia-nuliami"
    ["file_id"] => string(6) "130814"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415991124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства