Выпрямляем свои спинки, На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять Урок пора нам начинать.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Введение в тему урока.
На уроках русского языка мы знакомимся с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогают нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”. С.Я. Маршак.
Слайд № 2
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
(Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
(Имя прилагательное)
Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык.
2. Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи.
Запиши слова по группам. (Считать, девять, карандаши, деревянный, быстрый, второй, пенал, умножить, шесть, умный, парта, вычитать)
Слайд № 3
– Какие слова вы не записали? (девять, второй, шесть)Слайд № 4
(Имена числительные)
Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени числительного, получим новые знания об этой части речи.
III. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с именем числительным.
Итак, что же такое имя числительное? слайд №5
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.
Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Слайд № 6
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы. – Сколько тебе лет? – В каком классе ты учишься? – Сколько учеников в нашем классе? – На каком этаже находится наш класс?
Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные. Слайд № 7
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные. Слайд № 8
2. Задание: Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных. Слайд № 9
Групповая работа
Сколько? Который?
один первый
двавторой
три третий
четыре четвёртый
пять пятый
шесть шестой
семь седьмой
восемь восьмой
девять девятый
десять десятый
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с пословицами.
Эти имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”. Слайд № 10
Обещанного а имей сто друзей
Семь раз отмерь тем работа второй дом
В одно ухо влетело три года ждут
Не имей сто рублей один раз отрежь
Кто живёт своим трудом в другое вылетело
По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Слайд №11
Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй и д.р.
Сложное числительное – слово с несколькими корнями: пятьсот, шестьсот, семьсот
Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре
Укажи вид числительных по строению (простые, сложные, составные) слайд№12
Семь, сто шестнадцать, шестьсот, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, девятьсот девяносто девять тысяч, третий, девятьсот, десять.