Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Цель урока: осуществить педагогический контроль изучения темы «Морфемика. Орфография Культура речи»; формировать у учащихся способности по согласованию критериев к оцениванию учебной деятельности и фиксирования полученного результата в форме отметки; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную и письменную речь; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Урок развивающего контроля
Русский язык
5 класс
Подготовила
Белых Н.А., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Шахтёрская СШ №2»,
специалист высшей квалификационной
категории
Шахтёрск, 2020
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока. Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель:
осуществить педагогический контроль изучения темы «Морфемика. Орфография Культура речи»; формировать у учащихся способности по согласованию критериев к оцениванию учебной деятельности и фиксирования полученного результата в форме отметки; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную и письменную речь; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове; обогащать словарный запас учащихся.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности русского языка;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Структура урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности
Игра Загадочные перевёртыши
- Попробуйте в предложенные фразы такие имена девочек или мальчиков, чтобы получились предложения перевёртыши (или палиндромы), которые читаются одинаково и слева направо, и справа налево.
Примеры перевёртышей палиндромов:
ШАЛАШ.
ПОТОП. А ЛАМА МАЛА.
ДОМ МОД.
ХОРОШ ШОРОХ.
АРБУЗ ЗУБРА.
КОТУ ТАЩАТ УТОК.
1._ _ _ _, БАРАБАН НА!
2._ _ _ , МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.
3.А _ _ _ _ МАЗИЛА.
4. ЛАЗИЛ _ _ _ _ , МЁД ЛИЗАЛ.
5. МОКНЕТ _ _ _ _ _ _ С КОТЁНКОМ.
6. У ЛИП _ _ _ _ НАШЁЛ ПИЛУ.
-Итак, после такой своеобразной зарядки для мозга мы готовы к написанию диктанта. Да?
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Сегодня мы будем выполнять работу необычно.
Беседа
-Какой теме посвящена контрольная работа?
-Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
Знакомство с алгоритмом работы:
1. Пишем диктант.
2. Сравниваем с эталоном.
3. Орфографические ошибки аккуратно зачеркиваем и пишем правильную букву сверху, на полях отмечаем палочкой.
4.Запятые и точки или пунктуационные ошибки отмечаем на полях галочкой.
5. Поставьте отметку согласно шкале самооценки.
Шкала самооценки
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 пунктуационная
1 орфографическая ошибка
не более 2 орфографических ошибок
2 пунктуационных ошибок
не более
4 орфографических ошибок
4 пунктуационных ошибок
не более 7 орфографических
7 пунктуационных ошибок
3. Этап целеполагания контроля
Метод «Пресс»
Используя слова: я считаю…, потому что…, например…., итак… дайте ответ на вопросы:
-Определите цель контроля.
-Зачем вы сами должны контролировать себя?
Что это даст?
4. Этап проверочной работы
Написание диктанта 10-15 минут
Сел Васька к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри, скорого, делается. Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнет яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.
И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.
А.Гайдар
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащиеся (по необходимости с помощью учителя) определяют ключевые ошибки, пользуясь эталоном, оценивают свои знания и умения по шкале самооценки
Выставление отметок на основе критериев
6.Этап коррекции выявленных затруднений
1. Заполнение «Словаря личных ошибок»
Пишу правильно
Объясняю
Примеры
В таблицу необходимо занести слова, в которых допущены ошибки.
2. Составление рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы.
3. Игра «Штурм Крепости ошибок»
Цель работы: развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом.
На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа.
7. Этап решения заданий творческого уровня
1)Сел Васька к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. (2)Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри, скорого, делается.(3)Заревет, разбрасывая искры. (4)Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. (5)Сверкнет яркими огнями.(6)Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. (7)Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла.(8)Пронесется белый колпак повара. (9)Вот тебе и нет уже ничего.(10)только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона. (11)И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.
А.Гайдар
№
задание
ответ
балл
1
Из предложения №1 выпишите все слова с приставкой
2
Из всего текста выпиши слова с нулевым окончанием
3
Выпишите из №2 предложения текста слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания
4
Из предложения №11 выпиши грамматическую основу
5
Объясни знак препинания в предложении №7
6
Какова тема данного текста?
7
Выпиши слово со значением «место, где имеется двойной рельсовый путь, дающий возможность разойтись двум встречным поездам»
8
Из предложения №4 выпиши слова с орфограммами в корне, распределяя их по группам
Проверяемые гласные
Непроверяемые гласные
9
Из предложения №8 выпиши определение,
выраженное прилагательным
10
Заполни таблицу примерами из №6 предложения
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
8. Этап самостоятельной работы с взаимопроверки по эталону
Учащиеся обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для проверки и обсуждения выполненных заданий. Несколько работ оценивается учителем
№
ответ
1
Поджидать, промчится
2
Сел стал поезд колпак виден фонарь
3
рассмотреть
4
Скорый не останавливался
5
Между однородными подлежащими
6
Скорый поезд никогда не останавливается на маленьком разъезде, и очень жаль, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри делается.
7
Разъезд
8
Проверяемые гласные
Непроверяемые гласные
Прогрохочет
задребезжит
9
белый
10
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
тени
белых
промелькнут
Окна, вагона-ресторана
большого
лица
Цветы,столиках
9 Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности
Интервью
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравился ли вам урок какое настроение у вас сейчас?
-Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
-В чем вам еще нужна помощь?
-Изменилась ли оценка вашихзнаний и умений?
Оценка урока
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из карточек
Домашнее задание
1. Упражнение из учебника № 460
2. Карточка с индивидуальным заданием
1. Подберите к данным словам а) однокоренные (2-3 слова), б) формы слова. Выделите корни и окончания.
Хлеб, добрый, школа.
2. Определите, какие из данных слов изменяются, а какие нет. Запишите их группами. Выделите окончание (если оно есть) и основу.
Чисто, осень, аккуратный, пишешь, завтра, без картин, футбол, справа.
3. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксом.
Кислый, гром, разговор, белка, книжка.
4. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой.
Вода, ходить, течь, сидеть, говор, гулять.
5. Допишите к каждому слову родственное, в котором есть беглые гласные. Выделите морфемы, в которых есть такие гласные.
Собирать, прыжок, замок, стрелок, корень, грибок, отец, изгонять, тереть.
6. Подберите к каждому слову однокоренное с вариантом корневой морфемы.
2. Составьте слова, используя суффиксы – ОВАТ, -ЁНОК, -АЧ.
Путём присоединения приставок В-, ДО-, ЗА-, ОТ-, ПОД-, ПЕРЕ- образуйте новые слова. Какое значение имеет каждая из приставок?
Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в изменяемых словах.
По чистому снегу б..ж..т серая мыш..ка. За мыш..кой – доро..ка, где в снегу лапки ступали. Ув..дела мыш..ка с..сновую ш..шку, ухв..тила, скр..бёт и погл..дывает, нет ли хоря. А злой хорь по сл..дам п..лзёт. Вот –вот мыш..ку загонит и схватит. А мыш..ка праг в снег. Побрёл г..лодный хорь по белому снегу.
Выберите название текста: «Хорь и мышка», «Умная мышка», «Мышка», «Злой хорь», объясните, почему выбрали такое название.
Выделите корни. Подчеркни чередующиеся звуки.
Басня – басенка, берег – побережье, бить – бью – бей, брать – беру –
забирать, бродить – брожение, вести – веду, вопрос – прошу –