kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: осуществить педагогический контроль изучения темы «Морфемика. Орфография Культура речи»; формировать у учащихся способности  по согласованию критериев к оцениванию учебной деятельности и фиксирования полученного результата в форме отметки; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную и письменную речь; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»











Урок развивающего контроля

Русский язык

5 класс



Подготовила

Белых Н.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Шахтёрская СШ №2»,

специалист высшей квалификационной

категории




































Шахтёрск, 2020

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока. Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель: 

осуществить педагогический контроль изучения темы «Морфемика. Орфография Культура речи»; формировать у учащихся способности по согласованию критериев к оцениванию учебной деятельности и фиксирования полученного результата в форме отметки; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную и письменную речь; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове; обогащать словарный запас учащихся.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности русского языка;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Структура урока


1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности

Игра Загадочные перевёртыши

- Попробуйте в предложенные фразы такие имена девочек или мальчиков, чтобы получились предложения перевёртыши (или палиндромы), которые читаются одинаково и слева направо, и справа налево.

Примеры перевёртышей палиндромов:

ШАЛАШ.

ПОТОП.
А ЛАМА МАЛА.

ДОМ МОД.

ХОРОШ ШОРОХ.

АРБУЗ ЗУБРА.

КОТУ ТАЩАТ УТОК.

1._ _ _ _, БАРАБАН НА!

2._ _ _ , МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

3.А _ _ _ _ МАЗИЛА.

4. ЛАЗИЛ _ _ _ _ , МЁД ЛИЗАЛ.

5. МОКНЕТ _ _ _ _ _ _ С КОТЁНКОМ.

6. У ЛИП _ _ _ _ НАШЁЛ ПИЛУ.

-Итак, после такой своеобразной зарядки для мозга мы готовы к написанию диктанта. Да?

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Сегодня мы будем выполнять работу необычно.

  • Беседа

-Какой теме посвящена контрольная работа?

-Какие знания, умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

Знакомство с алгоритмом работы:

1. Пишем диктант.

2. Сравниваем с эталоном.

3. Орфографические ошибки аккуратно зачеркиваем и пишем правильную букву сверху, на полях отмечаем палочкой.

4.Запятые и точки или пунктуационные ошибки отмечаем на полях галочкой.

5. Поставьте отметку согласно шкале самооценки.

Шкала самооценки

5 баллов


4 балла


3 балла


2 балла

1 пунктуационная

1 орфографическая ошибка

не более 2 орфографических ошибок

2 пунктуационных ошибок

не более

4 орфографических ошибок

4 пунктуационных ошибок

не более 7 орфографических

7 пунктуационных ошибок














3. Этап целеполагания контроля

  • Метод «Пресс»

Используя слова: я считаю…, потому что…, например…., итак… дайте ответ на вопросы:

-Определите цель контроля.

-Зачем вы сами должны контролировать себя?

Что это даст?

4. Этап проверочной работы

Написание диктанта 10-15 минут

Сел Васька к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри, скорого, делается. Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнет яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.

А.Гайдар

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащиеся (по необходимости с помощью учителя) определяют ключевые ошибки, пользуясь эталоном, оценивают свои знания и умения по шкале самооценки

Выставление отметок на основе критериев

6.Этап коррекции выявленных затруднений

1. Заполнение «Словаря личных ошибок»


Пишу правильно

Объясняю

Примеры





В таблицу необходимо занести слова, в которых допущены ошибки.

2. Составление рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы.

3. Игра «Штурм Крепости ошибок»

Цель работы: развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом.

На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа.

7. Этап решения заданий творческого уровня

1)Сел Васька к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. (2)Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри, скорого, делается.(3)Заревет, разбрасывая искры. (4)Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. (5)Сверкнет яркими огнями.(6)Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. (7)Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла.(8)Пронесется белый колпак повара. (9)Вот тебе и нет уже ничего.(10)только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона. (11)И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.

А.Гайдар


задание

ответ

балл

1

Из предложения №1 выпишите все слова с приставкой



2

Из всего текста выпиши слова с нулевым окончанием



3

Выпишите из №2 предложения текста слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания



4

Из предложения №11 выпиши грамматическую основу



5

Объясни знак препинания в предложении №7



6

Какова тема данного текста?




7

Выпиши слово со значением «место, где имеется двойной рельсовый путь, дающий возможность разойтись двум встречным поездам»



8

Из предложения №4 выпиши слова с орфограммами в корне, распределяя их по группам



Проверяемые гласные


Непроверяемые гласные




9

Из предложения №8 выпиши определение,

выраженное прилагательным




10


Заполни таблицу примерами из №6 предложения



Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол























8. Этап самостоятельной работы с взаимопроверки по эталону

Учащиеся обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для проверки и обсуждения выполненных заданий. Несколько работ оценивается учителем


ответ

1


Поджидать, промчится


2


Сел стал поезд колпак виден фонарь

3


рассмотреть

4


Скорый не останавливался

5


Между однородными подлежащими

6


Скорый поезд никогда не останавливается на маленьком разъезде, и очень жаль, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри делается.

7


Разъезд

8

Проверяемые гласные


Непроверяемые гласные

Прогрохочет

задребезжит







9

белый


10

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол






тени


белых



промелькнут

Окна, вагона-ресторана



большого



лица



Цветы,столиках





9 Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

  • Интервью

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравился ли вам урок какое настроение у вас сейчас?

-Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?

-В чем вам еще нужна помощь?

-Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?

  • Оценка урока

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из карточек











  • Домашнее задание

1. Упражнение из учебника № 460

2. Карточка с индивидуальным заданием

1. Подберите к данным словам а) однокоренные (2-3 слова), б) формы слова. Выделите корни и окончания.

Хлеб, добрый, школа.

2. Определите, какие из данных слов изменяются, а какие нет. Запишите их группами. Выделите окончание (если оно есть) и основу.

Чисто, осень, аккуратный, пишешь, завтра, без картин, футбол, справа.



3. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксом.

Кислый, гром, разговор, белка, книжка.



4. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой.

Вода, ходить, течь, сидеть, говор, гулять.



5. Допишите к каждому слову родственное, в котором есть беглые гласные. Выделите морфемы, в которых есть такие гласные.

Собирать, прыжок, замок, стрелок, корень, грибок, отец, изгонять, тереть.



6. Подберите к каждому слову однокоренное с вариантом корневой морфемы.

Друг, бок, дыхание, спор, капать.

7. Выполните морфемный разбор слов. Красноватый, посмотрим.

1. Подберите к данным словам а) однокоренные (2-3 слова), б) формы слова. Выделите корни и окончания.

Песок, весёлый, холод.

2. Определите, какие из данных слов изменяются, а какие нет. Запишите их группами. Выделите окончание (если оно есть) и основу.

Издалека, лёд, слева, делают, аккуратно, нет спичек, дрозд, лебединый.



3. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксом.

Красный, горох, стол, народ, кружка.



4. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой.

Город, строить, бежать, грызть, гора, ловить.



5. Допишите к каждому слову родственное, в котором есть беглые гласные. Выделите морфемы, в которых есть такие гласные.

Собирать, прыжок, замок, стрелок, корень, грибок, отец, изгонять, тереть.



6. Подберите к каждому слову однокоренное с вариантом корневой морфемы.

Морозить, ремень, дуга, любить, святой.

7. Выполните морфемный разбор слов. Снежинкой, почитают (книгу).

1Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Составьте с данными словами предложения.

Ш..(с,сс)е, ра(с,сс)вет, м..ршрут, ц..рк, в..лос..пед, пр..строиться, гр..мадный,ч..репаший, акац..я. Ж..кей, ц..трус, бл..стать, ар..матный, оч..ртания, амуниц..я, ш..рох, ц..корий, ш..коладка, д..суг. Ц..ц, обж..ра, ра(с,сс)ч..т, (с,з)бить, а(п,пп)етит, ц..плёнок, д..ван, ч..лка, к.бинет, те(н,нн)ис, ж..нглировать, крыж..вник

2. Составьте слова, используя суффиксы – ОВАТ, -ЁНОК, -АЧ.

Путём присоединения приставок В-, ДО-, ЗА-, ОТ-, ПОД-, ПЕРЕ- образуйте новые слова. Какое значение имеет каждая из приставок?

Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в изменяемых словах.

По чистому снегу б..ж..т серая мыш..ка. За мыш..кой – доро..ка, где в снегу лапки ступали. Ув..дела мыш..ка с..сновую ш..шку, ухв..тила, скр..бёт и погл..дывает, нет ли хоря. А злой хорь по сл..дам п..лзёт. Вот –вот мыш..ку загонит и схватит. А мыш..ка праг в снег. Побрёл г..лодный хорь по белому снегу.

Выберите название текста: «Хорь и мышка», «Умная мышка», «Мышка», «Злой хорь», объясните, почему выбрали такое название.


Выделите корни. Подчеркни чередующиеся звуки.

Басня – басенка, берег – побережье, бить – бью – бей, брать – беру –

забирать, бродить – брожение, вести – веду, вопрос – прошу –

выпрашивать, восемь – восьмью, галка – галочка – галчонок, гнать –

гонять, городить – горожу – огораживать, долбить – долбление, дорога

– дорожный, жать – жнец – обжинать, ждать – ожидание, жечь – жгучий

– жжение – обжиг – обжёг, замнут – заминать, земля – земель, итог –

итожить – подытожить, капать – капля, колебание – колеблющийся,

кольцо – колец – кольчатый, кончить – концовка – конец – заканчивать,

копить – коплю – накапливать, копоть – коптить – копчение.

вставь пропущенные гласные. Обоснуй ответ.

Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной,

леб..диный, ощ..пать, препод..вать, р..птать, гр..шовый, в..зить,

пл..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать,

т..лковать, ув..зать, прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать,

тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, предзн..менование,

обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, обн..жить,

погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина,

усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Автор: Белых Наталья Анатольевна

Дата: 15.08.2022

Номер свидетельства: 611751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Обобщение и систематизация знаний по теме  «Морфемика. Орфография. Культура речи» "
    ["seo_title"] => string(91) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "124754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414778532"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "136554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417117360"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Развернутое тематическое планирование по русскому языку  2 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "razviernutoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402411223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства