Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Урок направлен на обобщение и систематизацию полученных знаний по теме.
На протяжении всего урока решаются следующие задачи:
- закрепить полученные знания по теме;
- развивать умение свободно ориентироваться в структуре слова( видеть морфемы, из которых состоит слово, грамотно писать их);
- прививать интерес к изучению русского языка , любовь к русскому слову.
На уроке организована целенаправленная работа с учащимися по формированию умения работать с изученным материалом в устной и письменной речи. С этой целью подобраны соответствующие задания.
Использовала наглядный материал ( цветок, на обратной стороне которого были записаны вопросы на повторение изученного ). Формы организации познавательной деятельности учащихся :
- работа у доски;
- индивидуальная работа;
- работа с сигнальными карточками;
- выполнение тестовых заданий;
- распределительный и выборочный диктанты;
- фронтальный опрос.
Применялись на уроке здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
На данном уроке формировались следующие универсальные учебные действия:
- опознавать морфемы и членить их на морфемы ( выполнение морфемного разбора слова), видеть и уметь объяснять изученные орфограммы по теме;
- применять знания, умения по изученному материалу на практике.
В течение урока велась активная работа учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» »
Открытый урок в 5 классе
« Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Цели:
Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.
Развивающая: развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Воспитательная: воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности.
Оборудование: индивидуальные карточки, сигнальные карточки с буквами З, С, Ё,О, карточки с изображением частей цветка ; карточки, тестовые задания для самостоятельной работы.
Метапредметные связи: биология.
Тип урока: урок-обобщение.
Ход урока
Организационный момент.
1). Приветствие учителя.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2). Ознакомление с целями урока.
Цель: повторение и обобщение полученных знаний по материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи». (на доске)
3). Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока (записано на доске).
II. Повторение по изученным темам. (Первый ряд выполняют тест.
« Приложение» )
Цель: повторить и систематизировать полученные знания по каждой теме раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Сейчас мы с вами из всех частей слова, то есть морфем, вырастим цветок. Чтобы подготовить почву для выращивания цветка, необходимо вспомнить его строение (ответы учащихся).
На столе лежат подготовленные части цветка. На обратной стороне каждого элемента записаны вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и собирают цветок.
Что называют морфемикой? (Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова).
Что называют морфемой? (Морфема - наименьшая значимая часть слова).
Что называют корнем слова? ( Корень- главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Что называют приставкой? ( Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов).
Что называют суффиксом? ( Суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов).
Что называют окончанием? ( Окончание- значимая часть слова, которая образует формы слова).
Что называют основой слова? ( Основа – это часть изменяемого слова без окончания).
При изучении данного раздела, с какими ещё терминами мы познакомились. Назовите их.
Орфография - правила написания слов и их форм.
Культура речи - это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.
Запишите и разберите слова по составу. Вспомним алгоритм морфемного разбора (один ученик выполняет у доски).
( В это время двое учащихся работают по карточкам №1,2
- Как можно назвать слова дружный- друг, выровнять – выравнивать? ( однокоренными словами ).
- Что мы наблюдаем в данных словах? ( чередование гласных и согласных)
- Можем ли мы отнести к однокоренным слова травы – трава? ( Нет. Это формы слова).
3. З или С? (Сигнальные карточки: буквы з –с.)
Итак, ребята. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду называть слова с приставками, оканчивающимися на з-с, а вы будете поднимать карточку с буквой с или з. Безвредный, разжимать, вскрикнуть, взглянуть, бездомный, рассвет, чрезмерный, бесхарактерный, рассмешить, испортить.
– Кто ошибся – объясняет правописание приставок.
- Какое правило применили при выборе согласного?
4. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
5. Распределительный диктант. О или А?
В первую колонку записываем слова с гласной А в корне , во вторую- с О.
8. Составьте с одним из слов предложение. ( Одно из предложений записать на доске, подчеркнуть грамматическую основу).
В лесу мы собирали жёлтые листочки.
III. Итоги. Оценки.
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают) - Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
-За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам. Оценки за тесты будут выставлены на следующем уроке.
IV. Домашнее задание (на доске)
1. Ответить на вопросы на 183 странице ( устно)
2. Выполните упр.452
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест « "Морфемы слова»
1. Что составляет основу слова?
а) приставка, корень, окончание
б) корень, суффикс
в) приставка, корень, суффикс, окончание
г) приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
а) окончание
б) приставка
в) корень
г) суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
а) приставкой
б) корнем
в) суффиксом
г) окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?
а) в окончании
б) в приставке
в) в корне
г) в суффиксе
5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?
а) -и-
б) -а-
в) -е-
г) -л-
Ответы:
1.г 2. а 3. б 4. в 5. г
Индивидуальная карточка № 1
Цфра
Цплёнок
Цркуль
Цган
Црк
Мотоцкл
Цнк
Цтрусовые
Цферблат
Спецальный
Цтата
на цпочках
Синицн
Индивидуальная карточка № 1
Цифра
цыплёнок
Циркуль
цыган
Цирк
мотоцикл
Цинк
цитрусовые
Циферблат
специальный
Цитата
на цыпочках
Синицын
Карточка № 1
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
1
2
3
4
1) ра..чихался, ..десь
2) бе..душный, ра..пелся
3) ра..веселить, и..менился
4) и..клевал, и..вёлся
Карточка № 2
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1
2
3
4
1) прор..сти, р..сток
2) сл..гаемое, пол..гаться
3) выр..щенный, Р..стов
4) прил..гать, предл..жение
Карточка № 1
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
1
2
3
4
1) расчихался, здесь
2) бездушный, распелся
3) развеселить, изменился
4) исклевал, извёлся
Карточка № 2
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1
2
3
4
1) прорасти, росток
2) слагаемое, полагаться
3) выращенный, Ростов
4) прилагать, предложение
Открытый урок в 5 классе
« Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Провела :
Учитель русского языка Д.И.Мнацаканян
Открытый урок в 5 классе
« Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Урок направлен на обобщение и систематизацию полученных знаний по теме.
На протяжении всего урока решались следующие задачи:
- закрепить полученные знания по теме;
- развивать умение свободно ориентироваться в структуре слова( видеть морфемы, из которых состоит слово, грамотно писать их);
- прививать интерес к изучению русского языка , любовь к русскому слову.
На уроке была организована целенаправленная работа с учащимися по формированию умения работать с изученным материалом в устной и письменной речи. С этой целью были подобраны соответствующие задания.
Использовала наглядный материал ( цветок, на обратной стороне которого были записаны вопросы на повторение изученного ). Формы организации познавательной деятельности учащихся :
- работа у доски;
- индивидуальная работа;
- работа с сигнальными карточками;
- выполнение тестовых заданий;
- распределительный и выборочный диктант;
- фронтальный опрос.
Применялись на уроке здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
На данном уроке формировались следующие универсальные учебные действия:
- опознавать морфемы и членить их на морфемы ( выполнение морфемного разбора слова), видеть и уметь объяснять изученные орфограммы по теме;
- применять знания, умения по изученному материалу на практике.