Цель урока: Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия »
Чалабаева Болды Бисеновна
учитель русского языка и литератры
СШ №21, г.Актау, Республики Казахстан
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
Тема: «Причастие»
Тип урока: обобщение
Форма урока: интегрированный
Цель урока: Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.
Задачи: Воспитание коллективизма, взаимовыручки, воспитание любви к языку .
ХОД УРОКА
Никогда не завянут цветы у подножия
обелисков над могилами героев.
Цветущая земля, мир и дружба
народов – лучший памятник тем,
кто не дожил до Победы.
-Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только вспомним всё о причастиях, но и вспомним наше давно минувшее.
1. На предыдущих уроках мы с вами как бы поделили все части речи на:
Главные (первичные) – (существительное, глагол, прилагательное, наречие), которые имеют только свои признаки.
Вторичные – (местоимение, числительное, причастие, деепричастие), которые не имеют собственных признаков, а совмещают в себе признаки двух или более частей речи.
- Что за особая страна сегодня перед нами?
- Причастие.
- Что значит Причастие?
Причастно и к глаголу и к прилагательному, в ней есть часть и тех и других.
Его постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – признаки прилагательного.
Синт.роль
Падеж Возврат.
Число Время
Род Вид
Прилагательное Глагол
-Что такое причастие?
Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на
вопросы какой? какая? какое?
-Почему особая форма глагола?
Основа в них глагольная.
Бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратное
Изменяется по родам, числам, падежам.
Синтаксическая роль.
2. Внимание на доску.
Подвиг, герой, сражающий, отстоять, побеждающий, Родина, Великая Отечественная война.
-Какой темой объединены эти слова? (Война.)
-Сколько лет прошло уже, как кончилась Великая Отечественная война.
А в памяти народа и поныне живы безмерные предания военных лет и безмерное мужество народа. ( Звучит песня «День Победы»)
Синтаксический разбор предложения.
Совершившие подвиги люди живут вечно (повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, распространенное.)
-Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом.)
-Что такое определяемое слово? (Слово, от которого задается вопрос к причастию.)
У доски 2 человека записываем 1 колонка – действительные причастия, 2 колонка- страдательные причастия.
-Какие причастия называются действительными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются действительными.)
-Какие причастия называются страдательными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета, называются страдательными.
Действительные
Страдательные
Представляющий
Являющаяся
Утверждающая
Проявивших
Представленные
Орден Славы.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображена Спасская Башня, являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета, утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов и сержантов, проявивших отвагу и смелость в бою.
7. «У костра». Отдохнем, поговорим о причастных оборотах и о знаках препинания при нем.
Внимание!!! Идет перекличка городов – героев.
- Говорит Москва.
В рассказе военного летчика, участвовавшего во многих боях. Было много интересного.
- Городов Тула.
В ходе боев оборона города не ослабла. Разведчиков отделела от врагов неширокая речка, поросшая камышами.
-Говорит Киев.
В начале августа, когда фашисты прорвались и Днепру, в бой за Киев вступили отряды народного ополчения, задержавшие врага до подхода резервных соединений Красной Армии.
-Говорит Ленинград.
В течение 900 дней ленинградцы и советские войска в боях и упорном труде самоотверженно отстаивали свой город
Поддерживаемая всем народом армия была колоссальной силой.
«Проверь себя»
Исправьте ошибки. Определите, в каком положении неверно употреблено Н в суффиксе.
Рядом с Егорушкой сник за пеньком партизан, пораженный пулей в голову.