Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Данный урок поможет дать понятие о деепричастном обороте; будет способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.»
УРОК 51: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Цель: дать понятие о деепричастном обороте; способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знатьопределение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме; уметьнаходить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами;распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные:формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.
Задание. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Самопроверка.
1) Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.
– Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)
Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, обращает внимание на пунктуацию в предложениях с деепричастными оборотами.
– Ребята, чем еще отличаются от исходных сконструированные нами предложения? Найдите отличия.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к выводу о необходимости выделения депричастия с зависимыми словами – деепричастного оборота – запятыми.
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
– Сегодня мы продолжим знакомиться с деепричастием и поговорим об условиях обособления деепричастного оборота. Но прежде давайте вспомним, когда мы познакомились с понятием «оборот»?
Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте».
3. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Работа в группах.
Задание1.
Сравните группы предложений (на карточках). Сделайте вывод об условиях обособления деепричастного оборота:
1. Ученики, |стремясь выполнить задание к сроку|, работали без устали.
Ученики, |стремившиеся выполнить задание к сроку|, работали без устали.
2. |Стремясь выполнить задание к сроку|, ученики работали без устали.
|Стремившиеся выполнить задание к сроку| ученики работали без устали.
Побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому и выделяется запятыми независимо от места в предложении.
Задание 2.
Запишите четверостишие, произведите синтаксический разбор предложения, выясните, каким членом предложения являются деепричастные обороты; объясните постановку запятых.
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
Физкультминутка
4.Работа с теоретическим материалом с.78-80. Работа в парах.
5.Упражнение 184.
1. Не плутала, безошибочно определяя дорогу к дому. 2. Звенит, отряхая сзелёных лап капли росы. 3. Ударил, напугав всех. 4. Сидя у окна, сучила.5. Не хочет идти спать, не простясь со мною. 6. Сказала, протянув мне руку. 7. Прочитав сказки Пушкина несколькораз, знал.
(М. Горький)
6.Упражнение 185 (устно).
Идет, глубоко проваливаясь на каждом шагу; может идти, надев лыжи; может идти, почти не проваливаясь в него; действует, стоя на лыжах.
План:
1.От чего зависит результат действия силы?
2.Как человеку легче ходить по снегу: в лыжах или без них? Почему?