«деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте»
«деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте»
Цели: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с тестами домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
1. На доске записано предложение.
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер.)
– Найдите деепричастие в этом предложении.
– Отметьте формообразующий суффикс.
– К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие?
– Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Выписать на доске и в тетрадях:
– Вспомните определение причастного оборота. Какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
2. Чтение материала § 27 (с. 78).
3. Выполнение упражнения 162 (устно).
Указать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
4. Конструирование предложений.
– Читая хорошие книги, мы учимся жить, познаем окружающий нас мир. Записи путешественника, ученого, писателя А. М. Пржевальского познакомят нас с Уссурийским краем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте»»
Деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте
Цели: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с тестами домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
1. На доске записано предложение.
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер.)
– Найдите деепричастие в этом предложении.
– Отметьте формообразующий суффикс.
– К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие?
– Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Выписать на доске и в тетрадях:
– Вспомните определение причастного оборота. Какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
2. Чтение материала § 27 (с. 78).
3. Выполнение упражнения 162 (устно).
Указать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
4. Конструирование предложений.
– Читая хорошие книги, мы учимся жить, познаем окружающий нас мир. Записи путешественника, ученого, писателя А. М. Пржевальского познакомят нас с Уссурийским краем.
Перепишите предложения из книги «Путешествие в Уссурийском крае», образуя от данных в скобках глаголов деепричастия; графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты.
1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.
2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причалить к нему.
3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сесть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы.
4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
5) Ночью горящие палы представляют собой великолепную картину. (Извиваться) змеею, бежит огненная струя и вдруг (встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой.
6) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.
5. Чтение материала учебника (с. 78) об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
6. Запись в тетрадях положений, когда деепричастные обороты не обособляются.
Не обособляются, если:
1) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:
2) оборот представляет устойчивое сочетание:
3) однородные наречия и деепричастия с союзом и:
слушал внимательно и не прерывая говорящего.
IV. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 165.
Графически обозначьте деепричастные обороты.
2. Комментированное письмо.
Гепард вышел не спеша и сразу подошел к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улегся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лег. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришел служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось нетронутым.
(В. Чаплина.)
– Объясните постановку знаков препинания.
– Графически обозначьте деепричастные обороты.
– С какими частями речи употребляется в этом тексте частица не?
– Объясните написание не.
3. Тест (предложения взяты из материалов ЕГЭ за 2002–2003 гг.) проецируется на экран или, распечатанный, лежит перед каждым учеником.
– Выберите верные варианты постановки знаков препинания.