Понятие о деепричастии Урок объяснения нового материала. 1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи; 2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи; 3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах; 4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений. - развитие критического мышления через чтение и письмо, -компьютерные технологии. ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки ученик разграничивает основное действие, обозначаемое глаголом, и добавочное, передаваемое деепричастием ученик употребляет деепричастие в роли второстепенных членов предложения Ход урока (сопровождается презентацией по теме) -Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? - Замечательный художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре». - Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку: 1) манит, открывать, поднялся, затягивая. 2) Высоко, изогнув, темно, вверху. 3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая. - С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова? (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.) - А теперь поиграем. - Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. - Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»: «Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». | 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | | | Проверка. -Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока? Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»: «Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». | 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? | | | | | - Обратимся к учебнику. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки: V – знаю; + – узнал новое; ! – удивило. - Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно) Комментарий учителя. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке. Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Состоит эта форма из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется. В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. -Проверка вопросов. -Это «тонкие вопросы». Почему? - А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. -Заполните колонку «Узнал новое»: «Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». | 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? | Обозначает добавочное действие. Соединяет в себе два слова: дее + причастие. Не изменяется. Обозначает причастность к действию. | Проверка. - Кто попробует составить кластер деепричастия? Пример составленного кластера: Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала. -Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях. Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом. -Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами? -Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун". Дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении). В обычном классе используем задание «Редактируем предложения»: 1. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки. 2. Наловив рыбы, у нас кончились червяки. 3. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку. 4. Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым. 5. Войдя в класс, у меня зазвонил телефон. - Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. «Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». | 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? | Обозначает добавочное действие. Соединяет в себе два слова: дее + причастие. Не изменяется. Обозначает причастность к действию. Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие | Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста. - Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте выразительно. Ночь пролетела над миром, Сны на людей навевая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. Радостно волны журчали, Образ ее отражая; Рожь наклонялась, сильнее Пахла трава луговая… И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихом звенели. И улыбалася кротко Ночь, над землей пролетая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев) - Что вы себе представили, когда читали стихотворение? - Есть ли какая-то связь с картиной А.И.Куинджи? - Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении. - Проверка. - Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как? - Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Оцените себя: Нашел деепричастие правильно. Нашел деепричастие неверно. Вызвало затруднение: Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке? -Итак, что нового узнали? Выставление оценок. Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. Придумать 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи» |