kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе. Знакомство с деепричастием как частью речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - первый в изучении деепричастия как части речи. На данном уроке используется технология развития критического мышления через чтение и письмо. В ходе работы на уроке учащиеся заполняют таблицу "Инсерт", составляют кластер по теме "Деепричастие", участвуют в игре "Тонкие и толстые вопросы", "Четвёртый лишний", работают с картиной А.И.Куинджи "Лунная ночь на Днепре". В качестве домашнего задания им необходимо написать сочинение "Ночь на картине Куинджи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе. Знакомство с деепричастием как частью речи. »

Урок русского языка в 7 классе.



Тема:

Тип урока:

Цель урока:














Используемые педагогические технологии:


Ожидаемые результаты:








I. Стадия вызова.














  1. Игра «Четвертый лишний».



















2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.











II. Осмысление содержания.

Деятельность учащихся.






































































III. Рефлексия

























































































IV. Подведение итогов урока.



V. Домашнее задание.

Понятие о деепричастии

Урок объяснения нового материала.

1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;

3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.


- развитие критического мышления через чтение и письмо,

-компьютерные технологии.



  • ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки

  • ученик разграничивает основное действие, обозначаемое глаголом, и добавочное, передаваемое деепричастием

  • ученик употребляет деепричастие в роли второстепенных членов предложения


Ход урока (сопровождается презентацией по теме)


-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?

- Замечательный художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».

- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:

1) манит, открывать, поднялся, затягивая.

2) Высоко, изогнув, темно, вверху.

3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.

- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова? (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)

- А теперь поиграем.

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:


«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.




Проверка.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?


Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?





- Обратимся к учебнику.

  1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:

V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.

- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)

Комментарий учителя.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке. Термин был введён в грамматику

М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Состоит эта форма из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.

-Проверка вопросов.

-Это «тонкие вопросы». Почему?

- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

-Заполните колонку «Узнал новое»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?

Обозначает добавочное действие.

Соединяет в себе два слова: дее + причастие.

Не изменяется.


Обозначает причастность к действию.


Проверка.

- Кто попробует составить кластер деепричастия?


Пример составленного кластера:














Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.

-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?

-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?


(Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун". Дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении).

В обычном классе используем задание «Редактируем предложения»:

1. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки.

2. Наловив рыбы, у нас кончились червяки.

3. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.

4. Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.

5. Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.

- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?

Обозначает добавочное действие.

Соединяет в себе два слова: дее + причастие.

Не изменяется.


Обозначает причастность к действию.

Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие


Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.

- Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

(А.Плещеев)

- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

- Есть ли какая-то связь с картиной А.И.Куинджи?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.

- Проверка.

- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

Оцените себя:

  1. Нашел деепричастие правильно.

  2. Нашел деепричастие неверно.

  3. Вызвало затруднение:

  • не смог отличить деепричастие от глагола;

  • не смог отличить деепричастие от причастия

Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?

-Итак, что нового узнали?

Выставление оценок.

Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. Придумать 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»































3 мин.















5 мин.




















3 мин.












6 мин.








4 мин.
































3 мин.
















3 мин.
















(13 мин.)


2 мин.










4 мин.








































6 мин.































2 мин.








3 мин.




1 мин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 7 классе. Знакомство с деепричастием как частью речи.

Автор: Филиппская Елена Михайловна

Дата: 14.07.2014

Номер свидетельства: 109991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства