kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зазработке урока дается понятие о деепричастии как части речи; на примерах показана связь деепричастий с глаголами и наречиями;

Применены задания, формирующие умения находить деепричастия в тексте, уметь расставлять знаки препинания  в предложениях при деепричастии; отрабатываются практические умения образовывать деепричастие.

Пополнятется словарный запас обучающихся за счет деепричастий, развиваются навыки монологической  речи студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи».»

Разработка урока русского языка в

группе с казахским языком обучения на тему:

«Деепричастие как часть речи».

Подготовила: Бекешева Р.Б.,

преподаватель русского языка и литературы

Тема урока: «Деепричастие как часть речи». Цели урока:

Образовательные:

Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями;

Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, уметь расставлять знаки препинания в предложениях при деепричастии;

Отработать практическое умение образовывать деепричастие;

Проверить усвоение студентаим материала;

Пополнять словарный запас обучающихся за счет деепричастий, развивать навыки монологической речи учащихся.

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь за счет употребления деепричастий, конструирования предложений, формулировки выводов;

Развивать умения анализировать и обобщать изученный материал по теме;

Развивать личность ученика (внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение).

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( задания занимательного характера, использование презентации), воспитывать чувство такта, умение слушать преподавателя.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Оборудование: презентация по теме «Деепричастие», карточки-задания, учебники, тексты, схемы.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение изученного, беседа по вопросам, морфемный разбор, словарная работа, самостоятельная работа, работа над исправлением речевых ошибок, парная работа.

Межпредметная связь: Русская и зарубежная литература, спецтехнология.

Ход урока.


I. Организационный момент.

1) Объявление темы урока , постановка целей. Работа с эпиграфом. Как поняли пословицу? Вы грамотные? Что нужно делать, чтобы узнать больше?

2) Лингвистическая разминка.. Упр. 248, стр. 178.

Знаете ли вы значение слов: ансамбль, зодчий, статуя, пьедестал, бюст?


II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи».

1) Введение в урок.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.


2) История происхождения слова «деепричастие».

Словарь: Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее» - дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Примеры: Сравним два предложения: Цветы осыпались и роняли на землю лепестки. Цветы осыпались, роняя на землю лепестки. - Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

- Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — сказуемыми - осыпались и ро­няли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным дейст­вием роняя. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.


Добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

(видео «Особенности употребления деепричастий в речи»).

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид.

Определим его. Поставим вопрос от глагола. ( Осыпались - что делая? как? - роняя - несовершенный вид).

Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами ( роняя что? - лепестки; роняя куда? - на землю).

Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию?

Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» ( На­речие).

Для какого члена предложения характерен такой вопрос? ( Для обстоятельства).

Грамматические признаки деепричастия.

- Посмотрим на лексическое значение: обозначает добавочное действие, значит все-таки ближе к глаголу.

- неопределенная форма – признак глагола.

- вид – признак глагола.

- признаки наречия: неизменяемая форма,

- синтаксическая роль – обстоятельство.


Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Глагольный суффикс в деепричастии.


Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием,выражаемым глаголом. Например: Учитель продолжил беседу,повторяя правила и приводя примеры.

- продолжил, повторял и приводил одновременно.


Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я). Например: взрывая, почуя.


Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое совершается до начала действия,выраженного глаголом:Ученик, увидев мастера, подошел к нему.

- сначала увидел, потом подошел


Как образуются деепричастия совершенного вида? ( От основы глаголов н.ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи). Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

Задание.

Образуем от глагола деепричастия совершенного вида и выделим у них глагольный суффикс: какой суффикс надо прибавить к основе глагола? Добавляем - (в), записываем деепричастие.

увидеть увидев увидевший

заклеить заклеив заклеивший

засеять засеяв засеявший

расколоть расколов расколовший

прочитать прочитав прочитавший


Вывод: Глагольный суффикс сохраняется и в деепричастии. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия; деепричастие не изменяется, в предложении служит об¬стоятельством.


3. Изучение теоретического материала учебника. Работа с учебником (с. 173-174).Слайд 20.

- Что такое деепричастие? Приведите примеры.

Запомним правила: Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Например: Войдя в комнату, я зажёг свет. Начиная сварку, я надел маску. Заканчивая работу, приведи в порядок рабочее место.


- Ответьте на вопрос: Вы употребляете в обычной речи деепричастия? А где их можно встретить?

- А нужна ли в языке такая часть речи, которая бы обозначала добавочное действие? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение.

Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением Р.Саути “Лодорский водопад”. Слайд 22.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!


Выясним, какова роль деепричастий в художественной речи.


- Работа над стихотворением. Определите, чем оно интересно, необычно. (В стихотворении много деепричастий, необычно количеством слогов в строке, расположением слов в тексте).

– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот).

Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

- Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада. (Приложение).

- Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?

Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий вниз поток воды, но и ощущаем запах водной свежести).


Давайте найдем и подчеркнем деепричастие вместе с глаголом, т.к. глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное из первой части сложного предложения.

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Вывод: Деепричастие делает нашу речь богаче!

- Итак, сфера употребления деепричастий: Деепричастия употребляются в художественной речи, книжных стилях речи.

III. Закрепление. Обратная связь.

1) Выполнение упражнений.

1. Упражнение 238: комментированное чтение. Обратим вни­мание на запятые, уже поставленные в тексте. Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2. Упражнение 236: устно.

3. Упражнение 245: работа над исправлением возможных речевых ошибок.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно.

2). Нахождение деепричастий в предложениях.

Перед вами текст

Работа с текстом (устно). Задание: прочитать текст, найти деепричастия; доказать, что они относятся к данной части речи.

1 ряд. (Кислород из баллона через редуктор и шланг с ниппелями поступает в резак, в корпусе разветвляется по двум каналам). Часть газа, проходя через вентиль, направляется в эжектор. Выходя из эжектора с большой скоростью, струя кислорода создаёт разрежение и подсасывает горючий газ, образующий с кислородом в смесительной камере горючую смесь, которая проходя через зазор между наружными и внутренними мундштуками, сгорает, образуя подогревающее пламя.

2 ряд. Другая часть кислорода через вентиль поступает в трубку режущего кислорода, выходя через центральный канал внутреннего мундштука, образует струю режущего кислорода. В сварочной ванне металл электрода смешивается с расплавленным металлом изделия, а расплавленный шлак всплывает на поверхность, образуя защитную плёнку.

3). Расставь знаки препинания. Найди ошибки в постановке знаков препинания при деепричастии, исправь ошибки

Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой.

Тесную обувь можно растянуть, туго набив ее влажной газетной бумагой.

Выпускникам полагалось сдать два экзамена – физика и химия, набрав в сумме десять баллов.


4). Прочитайте глаголы, соблюдая орфоэпические нормы /ударения / и образуйте от глаголов деепричастия. Попал - попав

Глядеть – глядя

Отнять – отняв, отнявши

Баловаться - балуясь

Ржаветь – ржавея

Хотеть - ------------

Сложить- сложив, сложивши.

Комментарии. Следует учитывать, что есть глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия: хотеть, бежать, ехать, пылесосить, ездить и другие. Некоторые из вас пытаются добавлять приставки, но делать этого нельзя, так как приставка словообразовательный элемент, в результате её присоединения меняется начальная форма глагола и нарушается грамматическое единство формы.


8). Кроссворд, Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1. От данных глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы (Слайд № 29-30).

Оглядываться (деепричастие несов. в.)

Распечатать (деепричастие сов. в.)

Сверкать (деепричастие несов. в.)

Оторваться (деепричастие сов. в.)

Спешить (деепричастие несов. в.)

Остановить (деепричастие сов. в.)

Купить (деепричастие сов. в.)

Стучать (деепричастие несов. в.)

Прыгать (деепричастие несов. в.)

Играть (деепричастие несов. в.)

Увидеть (деепричастие сов. в.)

Шествовать (деепричастие несов. в.)


- А теперь ответьте мне на вопрос. Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?

- Обозначим их. Проверим правильность решения кроссворда. Какое слово мы выделим в нем?


IV. Подведение итогов урока.

1. Что обозначают деепричастия?

2.От какой части речи они образуются?

3. С помощью какой морфемы образуются деепричастия?

4. Для чего нужны деепричастия в речи?



Кластер «Деепричастие».



Вывод: Деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее, делают нашу речь более точной, выразительной, дописывает, дорисовывает основное действие.


V. Домашнее задание: § 44, упр.245 .

VI. Оценки.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бекешева Рабига Баязовна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства