Вид урока- урок изучения нового материала, первый урок в изучении деепричастия как части речи. Дидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Учитель использует метод проблемного обучения. в работе с обучающимися парную, групповую, индивидуальную работу. карточки с разноуровневыми заданиями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Лавы
Елецкого муниципального района Липецкой области
Урок русского языка в 7 классе
по теме: «Деепричастие как часть речи»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Фролова Лариса Ивановна
первая квалификационная категория
2014
Дидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Метод обучения: проблемное обучение, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
парная,
групповая,
индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
формировать умения находить деепричастия в тексте,
определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),
воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
формировать языковое чутье,
развивать речевую культуру и речевое творчество.
Задачи урока:
Знать:
1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;
2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.
Уметь:
1) отличать деепричастие от причастия;
2) разграничивать основное и добавочное действие;
3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.
Методическое обеспечение:
презентация,
оценочные листы,
распечатанные задания для каждого обучающегося.
Ход урока
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.
На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи».
Сегодняшний урок – это маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи», в которую мы должны записать полученные знания по теме. (работа в тетрадях, запись числа, темы урока). СЛАЙД.
II.Мотивация обучающихся к обучению.
Полученные вами знания о деепричастии будут востребованы на ГИА в 9 классе (а именно при выполнении тестовых заданий в части B). Чтобы получить положительный результат на экзамене, необходимо уже сегодня приложить максимум усилий.
Актуализация ранее полученных знаний. Языковая разминка.
Итак, первая страница нашей книги - орфографическая работа - и посвятим мы ее краеведению - юбилею нашей школы, которой в этом 2014 году исполнится 125 лет.
СЛАЙД
Р..дная школа, стари..ое здание, препод..вание русского языка, (сто)двадцатипятилетний юбилей, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, изменив ра..писание.
Царство морфологии населяют слова разных частей речи. Назовите известные части речи, изученные вами в курсе русского языка 5-7 классов. (Ответы обучающихся).
III.Постановка учебной проблемы. Определение задач урока.
По какому признаку мы определяем частеречную принадлежность? Определите части речи записанных слов. У каких слов вы затрудняетесь определить часть речи? Какие задачи необходимо решить нам в процессе урока, чтобы не испытывать затруднения в нахождении деепричастий? СЛАЙД
IV.Введение нового материала (побуждающий и подводящий диалог)
Открываем вторую страницу нашей книги под названием «В гостях у предложений».
СЛАЙД
1.На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки выбрали место и решили построить школу.
2. На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки, выбрав место, решили построить школу.
3. На собранные деньги купца Филатова и крестьян было построено новое здание, в одной половине которого был храм, в другой – школа.
4.Собрав деньги, построили новое здание.
5.Ученики впитывали знания, отдавали все силы, старались получить образование.
6.Ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
Задание к предложениям. Работа в группах.(1-3) (Каждая группа записывает предложения и выполняет задания).
1. Выделите грамматическую основу предложений.
2. Найдите слова, обозначающие действие.
3. Определите действие по степени важности (какое действие является основным, какое – добавочным?)
4. От чего образуются деепричастия?
5. От каких слов вы будете задавать вопрос к деепричастию? Поставьте вопросы к деепричастию.
6. Признаки каких частей речи объединяет в себе деепричастие? Назовите свойства глагола? (вид); наречия? (неизменяемость). Работа с суффиксами деепричастий.
7. Каким членом предложения является деепричастие?
8. Какую роль играют деепричастия в тексте?
Сопоставление ответов обучающихся с учебной статьей (стр. 77 параграф 26)
СЛАЙД – ПРАВИЛА. Нахождение ключевых слов и их запись в тетрадь.
- Деепричастие
- Добавочное действие
- Неизменяемое слово
- Обстоятельство
- Свойства глагола и наречия.
Сейчас у нас будет отдых с пользой для дела.
А теперь физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)
IV. Развитие умений.
Следующая страница нашей книги – «Участие в деепричастии»
Работа с учебником стр.77.
Задание 1: упр.159 (1чел. работает у доски + класс). Из предложений 1-го и 2-го абзацев выписать только деепричастия, определить их вид, выделить суффиксы.
Задание 2: Дифференцированные задания по степени сложности по карточкам.
Уровень А
Задание 1. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает …
основное действие предмета;
признак предмета;
качество предмета;
добавочное действие предмета.
Задание 2. Укажите верные утверждения.
Деепричастие соединило в себе признаки…
существительного;
прилагательного;
наречия;
глагола;
причастия.
Уровень В
Задание 1. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:
Мама сидела, откинувшись в кресле.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Брат склонил голову и писал что-то.
Разложив игры, дети сели в кружок.
Уставшая, она не хотела идти дальше.
Задание 2. Найдите словосочетание с деепричастием:
выкрашенный краской;
выкрасив краской;
устроенный по проекту;
устроившись на ночлег;
запертый дома;
заперев дом.
Уровень С
Задание 1.Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
Задание 2. В каких предложениях есть деепричастия?
Не зная брода, не суйся в воду.
Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
V. Подведение итогов:
Правда ли, что в русском языке есть великое множество слов?
О каких словах мы сегодня узнали?
Каковы признаки деепричастия?
Какую роль играют деепричастия в речи?
Какова синтаксическая роль деепричастий?
Из записанных на слайде деепричастий выберите те , которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите устно предложение: Сегодня я работал… (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, не успевая , ошибаясь, стараясь).
VI. Рефлексия.
Наша маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи» сегодня дописана. Все вы принимали участие в ее написании, поэтому сейчас предстоит каждому поставить оценку – знак, который является выражением вашего удовлетворения от своей работы на уроке. Соотнесите полученные результаты работы с задачами, которые были сформулированы в начале урока. СЛАЙД .
!- «Тему понял. Уроком доволен».
? – «Остались вопросы. Помогите разобраться».
…- «Затрудняюсь ответить».
VII. Домашнее задание:
1. Параграф 26 (всем); для «4» и «5» составить и записать в тетрадь вопросы к параграфу 26.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(201) "Разработка урока русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
["file_id"] => string(6) "328030"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1463552058"
}
}