Данная разработка представляет собой урок- закрепление знаний о деепричастии и деепричастном обороте, знаков препинания при нем . Учащиеся определяют роль деепричастий в художественном произведении, отрабатывают навыки нахождения деепричастий в тексте, работают над исправлением недочетов в употреблении деепричастий в речи. На уроке используется рейтинговая оценка знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деепричастие и деепричастный оборот »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Назиевская средняя общеобразовательная школа»
Кировский район Ленинградская область
Учитель русского языка
и литературы
Егоркина Марина Михайловна
Деепричастие и деепричастный оборот.
Цели:
1.Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».
2. Умение находить деепричастие и деепричастный оборот в тексте.
2.Формирование представления роли деепричастий в художественных произведениях.
Задачи:
1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.
2. Повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
Ход урока.
1.Мобилизующий этап. 6 минут
-Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор об особой форме глагола. У вас на столе у каждого листок с таблицей, в которую вы будете записывать правильные ответы, а в конце урока мы подведем итоги.
А сформулировать тему урока, цели и задачи мы сможем с вами, выполнив первое задание.
Перед вами предложения:
Зима!.. Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка снег почуя
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
-Вспомните, кому принадлежат эти слова?
-Обратите внимание , что объединяет подчеркнутые слова?
(это особая форма глагола – деепричастие)
-Все ли знаки препинания в данном отрывке поставлены?
(учащиеся устно выполняют задание по постановке знаков препинания)
-Ещё раз посмотрите на предложения и на основании выполненного задания сформулируйте тему урока.
(Ученики: ТЕМА Деепричастие и деепричастный оборот)
-Знакомы ли мы уже с этой темой? (да)
-Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.
-закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;
-повторить правило постановки ____________________________________ .
-Сегодня на уроке мы будем работать с разными примерами, в том числе и из художественных произведений. Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.
Вот как сказал о деепричастии русский писатель Алексей Петрович Югов:
«Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
2.Актуализация знаний.
-А сейчас мы с вами вспомним , что нам уже известно о деепричастии.
А)- На доске я написала план-подсказку, которым вы можете воспользоваться при ответе. (Один учащийся работает самостоятельно у доски. Остальные записывают в тетради)
Глагольные
1.Обозначает ______________действие 4мин
2. Образуется от _______________
3.Имеет вид _________и__________
Наречные
1. Изменяемость________________
2. В предложении является
___________________________
- Послушайте, как об этой особой форме глагола говорится в шуточном стихотворении:
Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопрос КАК? я всегда отвечаю,
Совершенного или несовершенного вида бываю,
Сказуемое-глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю.
Б)
-Что такое деепричастный оборот?
-Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?
-Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершает один предмет или нет?
-Какой оборот вы ещё знаете?
- Как выделяется на письме?
3.Закрепление изученного.
Задание 1 6мин
А сейчас мы обратимся к сказкам А.С. Пушкина. Катя Бурмакина получила индивидуальное задание найти примеры употребления деепричастий в сказках А.С. Пушкина. Вам нужно :
А) внимательно прослушать чтение и на слух определить деепричастие , записав его в тетрадь.
Б) Определить вид деепричастий
В) сделать вывод о роли деепричастий в художественном произведении
(ученица читает отрывки из сказок А.С.Пушкина).
Задание 2 5мин
А) прочитайте выразительно текст:
Луна полярная над тьмою
Всходя гн…ла седую мглу
Встр…чаясь с ведьмою хр…мою
Поднявшей снежную пургу.
(И.Северянин)
Холмы выр…стая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая
о том и молчат, что совсем непростая,
совсем непростая планета моя.
(А.Твардовский)
Б) Найдите деепричастия в тексте.
-Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях?
(Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более живой, точной, яркой, эмоциональной.
Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны.)
3 задание. 7мин
Окончив осмотр больного, у врача возникло подозрение, что мой брат совсем здоров. Прочитав рассказ, он показался мне совсем грустным. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Плывя в лодке, охотникам встретилось множество птиц. Окутывая прибрежные кусты, туманом застилало реку. Выходя из леса, передо мной открылась зеленая равнина.
Задание:
Исправьте ошибки , допущенные начинающим писателем в употреблении деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
(Это задание выполняют все, кроме Самарина Д., Федорова В., Фурсова В., Казиной Н,Бахмутовай Д., Ходжиевой М., Эти учащиеся получают индивидуальное задание)