kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастия и причастия в тексте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование гражданской позиции, воспитание любви к народным традициям.

Регулятивные действия: умение ставить цель, оценивать свои знания, саморегуляция.

Познавательные действия: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о деепричастии и причастии; совершенствование пунктуационных навыков при деепричастном и причастном обороте.

Коммуникативные действия: развивать умение анализировать лингвистический материал, логично и последовательно излагать свои мысли, умение работать в паре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия и причастия в тексте»

Тема урока: Деепричастия и причастия в тексте

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование гражданской позиции, воспитание любви к народным традициям.

Регулятивные действия: умение ставить цель, оценивать свои знания, саморегуляция.

Познавательные действия: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о деепричастии и причастии; совершенствование пунктуационных навыков при деепричастном и причастном обороте.

Коммуникативные действия: развивать умение анализировать лингвистический материал, логично и последовательно излагать свои мысли, умение работать в паре.


I.

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята.

II. Актуализация знаний

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поговорим о необычных словах, которые, по словам М.В. Ломоносова «Служат к сокращению слова человеческого…»

- Попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.

( Употребление причастий и деепричастий в тексте.)

Записываем число и тему урока.

Да, русский язык богат, он изобилует драгоценностями. Но мало просто добыть их, надо уметь ими правильно пользоваться. Мы с вами уже «добыли» наши сокровища причастия и деепричастия, можно сказать, подержали в руках, всесторонне изучили. И нам осталось только уточнить, как и для чего можно использовать эти богатства.

(Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

К.Г. Паустовский) утверждал писатель.

А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока:

- повторим …

- научимся …

- узнаем …

- проверим …

- Как вы думаете, почему Ломоносов сказал, что  причастия и деепричастия «служат к сокращению слова человеческого»? (сочетают в себе признаки 2 частей речи: причастие – глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия)



(В ходе работы мы будем решать следующие задачи:

  • Закрепить навыки пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов.

  • Совершенствовать умение правильно употреблять причастия и деепричастия.

  • Определить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.)


2. Прежде чем говорить об особенностях употребления, давайте вспомним то, что нам известно о причастии и деепричастии. 

  1. Что такое причастие и деепричастие?

  2. Чем различаются причастия и деепричастия?

  3. Как обособляются причастные и деепричастные обороты на письме? В чём заключаются различия в постановке запятых в предложениях с причастным и деепричастным оборотами?




3. Лингвистический эксперимент.

Ребята, предлагаю провести лингвистический эксперимент. На доске предложения,    внимательно прочитайте их  и выполните следующее задание:

Заменить деепричастиями

1 вариант - первый глагол

2 вариант – второй глагол

 

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

(Взаимопроверка).

 

Учитель: Какой вариант предложений лучше? Почему?

Учащиеся делают вывод, что  употребление деепричастий  делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие, названное сказуемым. При помощи деепричастий картина  оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.

 

4. Учитель: Давайте в этом убедимся, работая над упражнением 523.

-Как вы понимаете выражение Д.В. Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?

Учащиеся:  Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи деепричастий картина, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.

5.Работа, которую вы сейчас будете выполнять, готовит вас уже сейчас к экзамену в форме тестирования, когда вы выбираете правильный вариант ответа из нескольких предложенных.

(Работаем с презентацией, правильные варианты записываем на доске)

Если деепричастие «дорисовывает» действие, то причастие, по словам М.В. Ломоносова, «заключает в себе имени и глагола силу». Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в произведениях художественной литературы. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал ещё А.С.Пушкин: «Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Вы обычно используете причастия в ваших творческих работах, то есть тогда, когда каждый из вас становится немножко писателем. Но и здесь нас подстерегают ошибки. (Работа с презентацией, исправляем предложения)


1.Прибывающий состав на третий путь отправляется в парк.

2.На горизонте видна была станция и уходящиеся вдаль телеграфные столбы.

3.Издали можно было различить фигуры женщин, работающиеся в поле.

4.За рекой виднелась окружённая усадьба рядами темных елей.



6. Ролевая игра «Я редактор газеты».

Ребята, а теперь давайте попробуем себя в роли редакторов. К вам пришёл юный корреспондент и принёс заметку. Это его первая проба пера. Она несовершенна. Попытайтесь  отредактировать   текст, помня, что причастия и деепричастия «служат к сокращению слова человеческого». ( Текст у каждого на столе).

Запишите исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы. 

   Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, которые она превратила в стеклянные бусы,  тихо шепчутся. Кусты шиповника, которые побелели от мороза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, которые заколдовала зима.

   Вечереет…Багряное солнце уходит за горизонт и окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов.

 

 Проверим отредактированный текст на слайде. (Самопроверка).

 

Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки,  превращённые в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, побелевшие от мороза, стали похожи на сказочных героев,   одетых в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки,   заколдованные зимой.

   Вечереет… Багряное солнце, уходя за горизонт,   окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов. (Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёз, волны сугробов).

 

 

Учитель: Попытайтесь убедить юнкора, что отредактированный текст лучше. (Употребление причастия делают текст необыкновенно красочным, ярким, предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет,  фразы уже не скучные. Причастные обороты обладают выразительной краткостью)



7.Далее учитель предлагает ребятам посмотреть на слайды

- Как вы думаете, какая тема объединяет эти слайды. ( О масленице)

Какие забавы любил русский народ на масленицу?

(Различные состязания в ловкости и силе, катание на лошадях, прыгать через костер, сжигание чучела, угощение блинами.)

III. Этап включения изученного в систему знаний.

Перед вами деформированный текст. Прочитайте его.

-Какова тема текста.

Тема праздника, зимних народных развлечений.

(Текст об одной народной забаве, которую изобразил В. И. Суриков на картине «Взятие снежного городка»).

-Определите тип текста (описание с элементами повествования).


- Прочитайте фразы, которые даны ниже и определите, какое место в тексте они должны занять.


Письменно вставьте данные фразы (см. приложение) на месте пропусков. Прочитайте текст снова.

- Что изменилось, на ваш взгляд?

-Что вам помогло правильно вставить фразы? (Смысл предложений и окончание причастий).

- Объясните окончание причастий.

-Какие пунктуационные правила вы применили, выполняя это задание?

Сделайте вывод, какую роль играют причастия и деепричастия в тексте?

Вывод: Учащиеся объясняют постанову знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.

Учащиеся делают вывод, что деепричастия вносят добавочное действие, а причастия помогают описать действие.



«Снежный городок» - старинная народная игра_______________________________________. Это память людей о покорении Сибири казаками. На площади или на берегу реки строили снежную крепость с зубцами, воротами, снежными фигурами____________________________. Нападающие – верхом на лошади - стремились ворваться в городок_____________________________________________. А защитники городка трещотками и метлами отгоняли лошадей.

Эту игру изобразил В. Суриков на картине «Взятие снежного городка».

Центральная фигура картины — казак______________________________. Всадник несётся прямо на зрителя. Конь его вломился в снежную стену, комья снега летят из-под копыт, и глаз дико косится. А за всадником сомкнулся___________________________ молодой народ. Люди смеются, кричат_____________________________. Неподалёку, в пёстром возке, сидит казак________________________________________________________________. ________________________________________________женщины стоят рядом и радуются зимней забаве.

Художник_________________________________передал в картине краски сибирской зимы, веселой, праздничной жизни. Лица людей разрумянились от мороза и полны воодушевления. Кажется, что зритель тоже участвует в этой старинной игре______________________________________________________.

В.И.Суриков______________________________________________________обратился к народным традициям, воспел их красоту. Ему удалось передать зрителю светлое, радостное настроение и свою любовь к родной земле.



Примечание:

 штурмующий городок, возникшая в сибирских деревнях, стоявший в два ряда, облитыми водой, разрушив верхнюю перекладину, размахивая хворостинами, принарядившиеся в разноцветные платки, заинтересованно наблюдающий за ходом игры, запечатлев миг победы, проводимой в последние дни масленичной недели, работая над картиной «Взятие снежного городка».

Домашнее задание:

Учитель.

- Писатель А.И. Куприн говорил: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

            Пусть наши руки ещё не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но вы постараетесь создать свои маленькие произведения.



  1. Найдите дополнительный материал и напишите об одной народной забаве, включая в свой текст предложения с причастными и деепричастными оборотами.

  2. Сочините сказку о роли причастий и деепричастий в речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деепричастия и причастия в тексте

Автор: Морозова Ирина Викторовна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие"."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchitiel-nogho-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "256591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448185213"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль причастий и деепричастий в художественной литературе "
    ["seo_title"] => string(66) "rol-prichastii-i-dieieprichastii-v-khudozhiestviennoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "131688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416210778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства