Дидактический материал по развитию речи на уроках русского языка
Дидактический материал по развитию речи на уроках русского языка
Содержание материала соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную момотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по развитию речи на уроках русского языка»
5 класс. Учитель Бунина С.А.
Дидактический материал по развитию речи на уроках русского языка
1.Выпиши только предложения, и у тебя получится текст
Тёплое лето. Закончились летние каникулы. Учебники и тетради. Начался новый учебный год. Дети с букетами цветов идут в школу. Улыбаются и приветствуют. Учителя радостно встречают их в школьном дворе. Во дворе школы. День знаний. Скоро прозвенит звонок. Все разойдутся по своим классам. За школьной партой. 2.Прочитай текст, который забыли разделить на предложения. Напиши, сколько предложений в этом тексте. Придумай и запиши заголовок к тексту. Запиши два последних предложения.
У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду. (__________)
3. Составь предложения со словами МЫШКА и ТОЧКА. 4.Прочитай рассказ Насти. Придумай название для рассказа. Продолжи рассказ Насти.
Мы с папой ходили в зоопарк. Мне очень понравились маленькие медвежата. Они резвились и играли.
5. Игра в слова.
Напиши, что означает слово ХВОРОСТ.
Хворост – это
Сколько слов спрятано в слове ХВОРОСТ? Запиши их.
6. Прочитай текст. Придумай и запиши заглавие.
Наступила осень часто идут дожди и дуют холодные ветры. А ребята всё ещё бегают в легких куртках и без шапок. Таня простудилась. У неё оолит горло. Теперь Тане надо пить лекарство. К больной подруге приходят одноклассники.
Ответь на вопросы. Составь и запиши предложения-ответы, которые начинались бы слов ПОТОМУ ЧТО.
Почему Таня простудилась?
Почему Тане надо пить лекарство. 7. Прочитай слова.
Звери птицы рыбы 10. Прочитай текст. Составь два вопроса к тексту.
Тарелка.
Слово тарелка пришло к нам из польского языка и произошло от слова тарель. Это слово означало «отрезанный кусок доски» (для пищи). 11. Прочитай текст. Перепиши текст, заменяя повторяющиеся слова словами он, она, они. Озаглавь.
Всю ночь шёл снег. Снег засыпал все улицы. Утром ребята радовались первому снегу. Ребята надели лыжи и дружно отправились на занятия. Вот и школа. Школа тоже в снежном уборе.
12. Прочитай словосочетания. Первое слово в каждом словосочетании замени противоположным по значению. Используй слова для справок.
Сладкая ягода - ………………..
Большой камень - ……………….
Слабый голос - …………………..
Ближний лес - …………………..
Здоровый ребёнок - ………………..
Шутливый разговор - ……………..
Слова для справок: маленький, серьёзный, горькая, дальний, больной, сильный.
13. Прочитай рассказ. Запиши предложение, которое отражает главную мысль текста.
Верный друг.
Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Собаку в самолет не пустили.
Хозяин обнял собаку на прощание и улетел. Собака осталась ждать хозяина. Она не уходила с аэропорта и встречала каждый самолёт.
В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал ее хозяин. Он прилетел и забрал с собой своего верного друга. 14. Прочитай слова. Подбери с ним слова, близкие по значению. Используй слова для справок.
Заботливый - …………….
Шаловливый - ……………
Чистый - ……….
Вежливый - …………..
Умный - ……………..
15. К каждому слову подбери подходящее по смыслу слово, которое отвечает на вопрос ЧТО?
Зелёный ………….
Весёлый …………
Тихая ……………
Пушистый ………
Ночное……….
Колючий……..
Смешная …..
Скользкий …… 16. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова, и у тебя получится рассказ.
У ……………….. сидел и жалобно мяукал ………………. Он был серенький, …………………, ………………….. Он выгибал ……………., жмурил …………….. и шевелил ……………… Мы налили котёнку в блюдце …………….. Потом мы взяли его домой и назвали …………………
17. Прочитай и озаглавь текст. Выпиши предложение, которое содержит ответ на вопрос: кому из птиц подражает скворец?
Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром. Вот скворцы расселись на высоких ветках и начали свой концерт. В песне скорца ты услышишь соловьиные трели, нежные голоса малиновок, музыкальное лепетание пеночки. Скворцы изумительно подражают другим птицам.
18. Прочитай рассказ. Составь три вопроса к тексту. Запиши.
Замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка родился и вырос в селе Новоспасское Смоленской области.
Уже в раннем детстве мальчик слушал народные песни. От няни АвдотДоьи Ивановны он узнал много сказок и легенд. 19. Допиши предложения, выбрав подходящие сравнения.
1) Земля покрыта снегом, как ………..
2) Туман стелется над озером, как ……
3) Шёрстка у котёнка мягкая, как ……..
Слова для справок:
Пух, одеяло, покрывало
Дым, дымка
Зеркало, стекло, хрусталь
Шёлк, бархат 20. Прочитай отрывок из рассказа Максима Горького «Воробьишко».
Однажды Пудик сидел на краю гнезда и пел во всё горло. Пел, пел, да и вывалился из гнезда. А кошка тут как тут! Воробьиха – за ним. Перья у неё дыбом встали. Раскрыла она клюв и целит кошке в глаз.
Страх приподнял с земли воробьишку. Он подпрыгнул, замахал крыльями. Раз, раз – и на окне. Найди в тексте выражения, близкие по значению к данным. Запиши.
Очень громко - …………
Появиться неожиданно рядом - ………….
Перья поднялись, взъерошились - …………
21. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова в скобках. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак.
1) Когда загораются звезды? (Ночь)
2) Чем заставили комнату? (мебель)
3)Чем приправили салат? (соль)
4) Чем покрыли стол? (скатерть)
5) Когда улетают леди? (осень)
22. Спиши текст, разделяя его на предложения. Озаглавь.
На Севере рано наступает зима замерзают моря не пройти пароходам через ледяные поля на помощь приходит ледокол он прокладывает путь судам.
23. Из данных слов составь предложение по схеме.
1) Когда?
(ночь, мороз, ударил, первый)
2) Что?
(падает, на землю, хлопьями, снег)
3) Где?
(волчьи, заметили, на снегу, ребята, следы) 24. Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
1) …………….. – международные спортивные состязания.
2) ………………- вирусное заболевание.
3) ……………… - хвойное дерево.
4) …………….. – человек, совершающий полёт в космос.
Слова для справок: космонавт, грипп, сосна, олимпиада.
25. Прочитай сказку, в которой перепутаны части. Обозначь цифрами порядок следования частей так, чтобы получился связный текст.
(___) Раз позвал Апрель в гости своего брата Марта.
(___) Вдруг пошёл снег. Лес побелел. Не смог Март проехать на телеге. Вернулся назад.
(___) День был тёплый. Дорога подсохла. Решил брат Март поехать на телеге.
(___) Так и не встретились братья. 26. Составь и запиши с данными словами 4-5 предложений на тему «Мой друг».
Долго, болел, отстал, приходил, помог, настоящий.
27. Допиши сравнения.
Образец: колючий как ёж.
Храбрый как …………….
Неуклюжий как ………….
Слепой как ……………..
Длинный как ……………
Изворотливый как ………..
Трусливый как ……………
Хитрый как………………
Слова для справок. Жираф, заяц, лев, крот, медведь, лиса, уж
28. Назови одним словом. Запиши. Подчеркни удвоенные согласные.
Место, где продают билеты - ……….
Игра с мячом или шайбой - ………..
Группа людей с общими интересами - …….
Комната для занятий - ……………
День недели - ……………..
Страна, в которой ты живёшь - ………… 29. Подбери к данным словам слова, противоположные по значению.