Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка
Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения);
- как технологии внеклассной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка »
«Дидактическая игра
на этапе закрепления и повторения знаний
на уроках русского языка»
1 Игра как вид деятельности.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
- игро - терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявления отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты ( по С.А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желания ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности , удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения);
- как технологии внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Важнейшая задача, которая состоит перед учителем словесности, - помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, получать радость от чтения.
Этой цели могут послужить многообразные развлекательные словесные игры, которые должны найти место на уроках. Игра не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому что интересно. Во всем мире творческие игры используются в качестве чрезвычайно действенного приема обучения.
Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль.
Если сложный вопрос решается путем диалога сторонников разных точек зрения, если ребята выступают в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей, если стоит вопрос: кто быстрее – это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на неё на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно.
Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы.
В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные. Но цель учебной игры – не выявление победителя, а приобретение знаний и умений каждым участником.
Как преодолеть противоречие между неизбежным в игре делением на победителей и побежденных и задачей активизации работы каждого ученика?
Решение проблемы находится творческими усилиями учителя, которому каждый раз приходится думать: 1) как подобрать игры; 2) каким образом их проводить; 3) как оценивать результаты работы учащихся.
Прежде всего важно очень понимать, что главное в учебной игре – не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы не допустить этого, учитель подберет в занятии игры, требующие разных способностей: не только быстроты реакции, но и широты эрудиции, хорошей памяти, эмоциональной чуткости, точности слова. Тогда кто-то окажется победителем в одном соревновании, кто-то в другом и не будет полностью проигравших.
Важно, чтобы команды были поставлены в равное положение. Оценка результатов может даваться в баллах, а чтобы баллы не отождествлялись со школьной оценкой, пусть их будет 10 или 12.
Есть и другие способы оценки: набрать наибольшее количество фишек, устанавливать предел времени. Награждать победителей можно забавными призами, «почетными званиями», записью наиболее интересных игровых сочинений в журнал творческих работ класса.
Итак, игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся. И от того как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
3 Богатство языка в играх.
Приведу игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка в темах: Морфемика, Орфография, Лексикология, Морфология, Синтаксис, Словообразование, Фразеология.
Ребусы
Ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Особенно интересно школьникам самим составить ребус и загадать его друзьям. Чему дети учатся при этом? Если в ребус превратить термин, означающий изучаемое понятие, это слово накрепко запомнится. Если создать ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок. Чтобы ребусы могли создавать не только умеющие рисовать, но и все ребята, можно облегчить задачу: предметы можно не рисовать, а писать слово, их называющее, с запятыми перед ним и после него, указывающим количество отнятых букв. Но слово должно быть существительным, называющим предмет, который можно изобразить. Искусство: ‘лиса – куст’ – ствол’, равнина: рак’ – в – нимб’’ – НА.
Такие ребусы дети могут составлять со словарными словами.
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.
Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.
Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.
Ребусы можно отгадывать индивидуально или организовывать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус – кто быстрее? Или листки с одинаковыми ребусами даются группам школьников с заданиями решить ребус и отгадать заключенную в нем загадку – кто быстрее? Пусть учащиеся сами составят ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Составление ребусов может быть домашним заданием в КВН на школьном вечере.
Шарады
Шарады – это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части.
Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: ЧЕЛО – ВЕК.
В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений, а затем значение целого.
Первое – лоб.
Второе - сто лет.
Целое - разумное существо.
А при отгадывании шарады работа идет в обратном направлении: находим синоним слова лоб-чело, синоним сто лет – век. Значению «разумное существо» соответствует слово человек.
Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается команда найти в словаре слова, которые можно разделить на значимые части.
Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я – сень. Из него может получиться такая шарада:
Первое – местоимение,
Второе – прохлада,
Целое – дерево.
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда и др.
Логогриф
Логогриф – это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха
Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь.
Когда ж ты голову отнимешь у меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой возьмешь,
То в азбуках и даже здесь меня найдешь.
МУХА – УХА – ХА – А
Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода(ода, да, а), квас(вас, ас), клад(лад, ад), комар(ком, омар, ар).
Кроссворд
Это популярная сейчас игра может быть с пользой применена на уроке. Обычный кроссворд требует понимания значений многих слов, для чего приходится обращаться к толковым словарям, и это помогает школьникам расширить свой словарный запас. А если предложить ребятам самим составить кроссворд, работа по-настоящему становится творческой.
Слова из слова
Эта игра нацелена на обогащение словарного запаса школьников. Её можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое- либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка – город, род, дорога, река, гора и т.д.
Игру можно усложнить заданием: сочинить из новых слов связный текст – какая команда сделает это интереснее.
Анаграммы
Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол.
Игра обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.
Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку.
Например: богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня).
Метаграммы
Метаграммы – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: галка – галька, заменяться другой: зайка – байка.
Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон…
С помощью метаграммы можно составит цепочки слов. Например: превратить кота во льва: кот – лот – лов – лев.
Бестолковый словарь
В этой забавной игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучие части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова.
Речушка – небольшой доклад.
Напасть – намордник.
Подорожник – повышение цен.
Выдающаяся личность – невеста.
Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь.
Отгадай слово
Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна – две буквы и определено значение по возможности остроумно
- - - - - - - - - а – то, чего на белом свете вообще нет (фантастика).
Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или по типу КВН.
Палиндромы
Палиндромы – слова, которые читаются слева направо и наоборот: боб, дед, око.
Возможны палиндромы-предложения: Дорог тот город.
Иногда палиндромы создавали писатели, поэты.
Я иду с мечом судия (Г. Р. Державин).
А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет).
Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов.
Четвертый лишний
В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в 3-х словах или высказываниях, а отсутствует в 4-м. Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений. Например:1.тереть,звенеть,лететь,терпеть.
2.дать дорогу, дать слово, дать книгу, дать совет.
Тема: Лексика
Омонимы и многозначные слова
Можно поиграть разными значениями слов: не везёт (нет удачи – не перемещает предмет), верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), наступил(о времени: праздник – на что-то), лицо (физиономия – человек), перевести(с одного языка на другой – истратить), напасть(беда, неприятность – броситься).
С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки.
Например:
- Какими нотами нельзя записать музыку? (дипломатическими)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)
- Почему собака ходит на четырёх ногах, а человек на двух? (по земле)
Примеры омонимов: баба, бабка, балка, банк, блок, бокс, бор, бум, бык, мири т. д.
Игра «Паутина слов»
Эта игра помогает детям реально представить семантические связи слов, что способствует усвоению новой лексики.
Задание: соедините слова нужной линией
- - - слова с противоположным значением
----- слова, близкие по значению
Бессердечность доброта
Жестокость отзывчивость
Равнодушие сердечность
Чуткость
Игра «Аналогии»
Задание: подобрать по аналогии походящее по смыслу слово
Не дать игрушку – жадность
Подарить игрушку – щедрость
Друг – верность
Предатель – неверность, измена.
Говорить правду – правдивость
Лгать – лживость.
Игра «Переводчик»
Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами:
Доктор прописал пациенты инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими:
При проверке было выявлено немало дефектов.
Он пишет мемуары.
Все работали с энтузиазмом.
Игра «Следствие ведут знатоки»
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения.
Например:
Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пёстрый ковёр красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
Игра «Соколиный глаз»
Задание: найди в тексте все прилагательные и т. д.
Игра «Аукцион»
Побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Игру можно проводить при изучении частей речи, синонимов. Нужно назвать слова по одной из тем:1)одежда, обувь;2)оружие;3)средства передвижения и т.д.
Игра «Корректор»
Найди ошибки в словах, в выборе слова.
Тема « Фразеология»
«Одним словом»
Зарубить на носу – запомнить
Гонять лодыря – бездельничать
Намылить шею –
Развесить уши –
«Глаголы наши – фразеологизмы ваши»
Гневаться – метать громы и молнии
Исчезнуть –
Медлить –
«О ком так говорят ?»
Стреляный воробей –
Белая ворона –
Гусь лапчатый – и т.д.
«Кто быстрее?»
Ведущий записывает слова по вертикали. Участникам игры предлагается подобрать к каждой букве по фразеологизму.
Например:
Г – гонять лодыря
О – от доски до доски
Р – развесить уши
А – Америку открыть
Тема «Имя прилагательное»
«Замени синонимами»
Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.
Например:
Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокие гости (почётные).
«На одну букву»
Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву.
«Прямое переносное»
К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них имело прямое значение, а со вторым – переносное.
За определённое время нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.
Например:
Трава: зелёная, молодая, нежная и т. д.
Дождь: звонкий, осенний, мелкий и т.д.
«Знаешь ли ты сказки?»
Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.
Например:
Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная),конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая).
«Составь портрет»
Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные.
Лицо: бледное, узкое, смуглое.
Глаза:
Лоб:
Нос:
Волосы: и т. д.
«Игра – шутка»
Учитель называет прилагательное, а дети образуют от него существительное хором.
Новый – новость
Сосновый - сосна
Изучить раздел «Морфология» помогут «весёлые учебники» Татьяны Рик серии «Здесь живут части речи». Они называются : «Здравствуй, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол».
С героями этих учебников ребята могут путешествовать по стране Речь, знакомясь с различными частями речи. В этих книгах очень много занимательных заданий, игр, стихов и сказок. Учебники красочно иллюстрированы. Они помогают с лёгкостью и интересом освоить морфологию.
В процессе творчества должны удовлетворятся познавательные и коммуникативные запросы учащихся, находить выход фантазия, воображение, стремление познать себя в окружающем мире.
Поэтому на уроках развития речи тоже предлагаю игровые ситуации:
- Попробуйте, ребята, представить, что вы – растение, рыбка, животное, снежинка, метель, сугроб.
- Нарисуйте себя и то, что вас может окружать, среду своего обитания.
- Опишите, что вы видите, ощущаете, переживания, ощущения, мысли?
- Каковы взаимоотношения с окружающим миром? Что вы можете рассказать о себе и окружающем мире?
Результаты работ получаются интересными.
На уроке развития речи «Описание природы» составляем «словесное тело».
С сугроб, сыплет, сверкает, серебристый
Н необыкновенный, нежный, небо
Е ель, ездить, естественно
Г густой, голубой, гулять, грёз.
Для внеклассной работы по русскому языку очень хороша книга Н. К Винокуровой «Пять тысяч игр и головоломок для школьников». В ней собраны увлекательные игры, головоломки, кроссворды, ребусы, шарады. Эта книга представляет оригинальную систему работы по развитию творческих способностей личности, позволит успешно решать задачи развитие внимания, памяти, воображения, пробудит интерес к самому процессу познания.
Литература:
Р. И. Альбеткова. Словесные игры. Приложение к газете «1 сентября». Русский язык №24, июнь 2000г.
Л. Ю. Антипина. Работа с грамматическим лото. Журнал «начальная школа» №2, 2002г.
А. Т Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка.
М. В Безносикова. Как сказка помогает усвоению частей слова. Журнал «Начальная школа» №5, 1999г.
Н. К Винокурова. 5000 игр и головоломок для школьников. М.: 1999г.
Е. В Воробьева. «Детское слово творчества и языковая игра». Журнал «Начальная школа» №9, 2001г.
Ю.В Гурин. «Учимся играя». Журнал «Начальная школа» №12, 2005г.
А. А Лопшакова. «Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка». Журнал «Начальная школа» №4, 2002г.
Н. А Мулдуянова. Урок соревнование по русскому языку в 3м классе. Журнал «Начальная школа» №2, 2002г.
Татьяна Рик. «веселые учебники»: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол» М.: РНО»Самовар», 1997г.
Г. К Селевко. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование».