Открытый урок с самоанализом. Задачи: познакомить обучающихся с действительными и страдательными причастиями, отработка умения смыслового различия действительного и страдательного причастия, предупреждение ошибок в употреблении причастий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- С любым словом существительным составить предложение с причастным оборотом (На новогодней елке висела гирлянда, переливающаяся разными цветами).
Повторение пройденного материала
Синтаксический разбор предложения.
I вариант: Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием моря, тихо бились о борт.
II вариант: На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ о возвращении в лагерь.
Объясните постановку запятых (причастный оборот находится после определяемого слова и в середине предложения).
Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами).
IV. Объяснение нового материала.
– Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.
какие?
I вариант: волны, рождаемые ласковым дыханием моря
какие?
II вариант: войска, преследовавшие неприятеля
Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:
– Какое из причастий обозначает признак того, что предмет самдействует? (преследовавшие, т.к войска преследуют кого-то сами)
– Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (рождаемые, т.к. волны рождает кто-то другой)
– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему?
(причастие «рождаемые» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е. страдает;
причастие «преследовавшие» можно назвать действительным, т.к. оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие, т.е. действует).
Например:
молчащий мальчик; сделанная работа
одевающая девочка; рекомендуемая книга
прочитавшие дети засеянные поля
- Придумайте, ребята, свои примеры словосочетаний с использованием
Действительных и страдательных причастий.
Запись в тетрадь для справочных работ:
Действительные страдательные
причастия
признак предмета, признак предмета,
который сам производит который испытывает
действие, «действует» не себе действие
«страдает»
- Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники – суффиксы.
Суффиксы причастий
действительные
страдательные
обозначают признак предмета,
который
сам «действует»
«страдает»
-ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-)
-ем- (-ом-); -им-
наст. вр.
-вш-; -ш-
-енн- (-ённ-);
-нн-; -т-
прош. вр.
V. Закрепление.
1. Заполнение таблицы.
Действительные причастия
Страдательные причастия
хохочущий мальчик
сомневающийся читатель
выросший цветок
залаявшая собака
погрузившийся в воду
выделенное слово
расколотый орех
забиваемый гвоздь
размешанный раствор
– Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.
Вывод: причастие имеет тот же вид, что и глагол, от которого оно образовалось.
Физкультминутка
Гимнастика «для ума»
Цель: Дать возможность отдохнуть посредством выполнения упражнений, стимулирующих мозговое кровообращение.
- А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.
- Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
- Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
- Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте
- Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.
VI. Применение знаний и формирование умений и навыков.
1). Наблюдение и анализ материала учебника (с. 38). Чтение правила.
2). Выполнение упражнения 83 (учебник) у доски (по одному выходят). Укажите действительные и страдательные причастия.
– Объясните лексическое значение слова парóм (записать в словарик и запомнить!)
Паро́м — плавательное средство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды.
3). Устно. Замени причастия одного вида причастиями другого вида (например, если я называю причастие действительное, вы называете страдательное – они должны быть образованы от одного глагола):
прочитавший книгу - прочитанная книга
нашедший гриб - найденный гриб
испуганный взгляд - испугавший взгляд
возвращенный долг - возвративший долг
уважаемый человек - уважающий человек
видимый глазом - видящий глазом
ожидающий ответа - ожидаемый ответ
VII. Рефлексия.
– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное).
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат).
- Категорию причастия можно определить по определенным суффиксам, которые нужно выучить.
– Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало затруднений? (Общая самооценка обучающихся).
VIII. Домашнее задание: упражнения 84, 85, выучить правило на с. 38. Выучить таблицу суффиксов.
IX. Оценки за урок.
Самоанализ урока
учителя русского языка и литературы Притчиной З.А.
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Действительные и страдательные причастия» соответствовал теме, программе под редакцией Т.А. Ладыженской.
Тип урока – изучение нового материала. На изучение раздела «Причастие» отводится по программе 23 часа. Данный урок по теме «Действительные и страдательные причастия» является 7-ым. На предыдущих уроках рассматривали понятие о причастии, причастных оборотах, морфологических признаках, склонении причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Цели урока:
Образовательные:
- Знакомство с действительными и страдательными причастиями.
Развивающие:
- Отработка умения смыслового различия действительных и страдательных причастий.
- Предупреждение ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий. Развитие аналитического мышления. Упражнение в конструировании предложений с причастным оборотом.
Воспитательные:
- Воспитание любви к природе, внимание к слову.
Исходя из целей урока, спланирована его структура: постановка перед учащимися целей и задач урока, восприятие нового материала, закрепление полученных знаний, включающий групповую и индивидуальную работу, итоги.
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.
С целью оптимального использования урочного времени работы тема урока «Действительные и страдательные причастия » записана на доске. Учащиеся начинают заполнение рабочих тетрадей.
Как и все свои уроки, данный урок строила на основе использования информационно-коммуникативных технологий с целью максимального усвоения нового материала, а также для организации интересной и плодотворной работы на уроке. Думаю, что урок, построенный на презентации, отличается тем, что содержит в себе поддержку практически всех этапов урока и является хорошим руководителем деятельности учащихся на уроке.
Раскрытие особенностей действительных и страдательных причастий показала с помощью опорной схемы, которая помогала учащимся применять знания о действительных и страдательных причастиях на практике.
Использовала такие методы обучения, как объяснительно – репродуктивный: слово учителя, самостоятельное освоение текста учебника по теме «Действительные и страдательные причастия», эвристический метод, т.к. учащиеся принимали активное участие в получении новых знаний.
При объяснении нового материала использовала эвристическую беседу, во время которой с помощью моих последовательных вопросов учащиеся приходили к самостоятельным выводам и формулировкам. Воспроизводящая беседа использовалась на этапе закрепления темы. На уроке было организовано наблюдение над языком.
На уроке имели место разнообразные виды заданий и упражнений: психологическая подготовка к восприятию новой темы, задания поискового характера, работа по учебнику, составление опорной схемы.
Во время урока задействовала такие виды памяти, как слуховую (в ходе слушания моего объяснения, чтения лингвистического текста), зрительную (во время работы с лингвистическим текстом учебника, записи опорной схемы, просмотра материала на слайдах) и моторную (во время структурирования материала по плану, выполнения заданий упражнения 83).
Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные знания.
Тематическая физкультминутка помогала снять эмоциональное и физическое напряжение путём игрового момента : «хлопни в ладоши», «топни ногами». Учащиеся играют, отдыхают, при этом хлопают, если слышат действительное причастие, топают при чтении учителем страдательных причастий. Так они учатся отличать на слух изученные на уроке виды причастий.
Физкультминутка «Гимнастика «для ума» была проведена с целью дать возможность отдохнуть учащимся посредством выполнения упражнений, стимулирующих мозговое кровообращение.
На уроке пыталась реализовать семь основных принципов обучения: научности, доступности, последовательности, системности, связи теории с практикой, прочности, наглядности.
На завершающем этапе новой темы была проведена рефлексия.
Урок цели достиг, был воспитывающим, развивающим и обучающим.