kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в изучении темы "Деепричастие как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Деепричастие как часть речи

Цель: создать условия для формирования умения определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия – и для выработки навыка употребления деепричастия в собственных высказываниях;

Задачи: 1) образовательная: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи

2) развивающие: совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала; развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

3) воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культурному наследию русского народа, любовь к природе, чувство прекрасного, культуру речи

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

*Цель, которая должна быть достигнута учащимися – положительный настрой на учебную деятельность

*Цель педагога – создание благоприятного психологического климата

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть вновь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню. (Открывается анимация «Улыбнись новому дню» с изображением солнца).

2

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Цель для учащихся: вспомнить грамматические особенности причастия, наречия, глагола, для того чтобы, опираясь на эти знания, на следующем этапе урока вывести определение деепричастия как части речи, сопоставив деепричастие с глаголом, наречием и причастием, найти сходство и различия между данными частями речи; сформулировать тему урока; определить цели.


Цель для педагога - формирование способности анализа, систематизации языкового материала; создать условия для формирования навыка целеполагания, мотивации учебной деятельности, развития логического мышления


Прием

* «Верные и неверные утверждения»;

*Проблемные вопросы;

*Аналитическая беседа


- Ребята, запишите число, а тему мы запишем позже, после того как выполним задание и решим ряд вопросов.

Задание 1. Отметьте верные утверждения.

1. Причастие совмещает в себе морфологические признаки глагола и прилагательного.

2. Одиночные причастия и причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.

3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи.

4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола.

- Самопроверка.


Задание 2 Морфологический диктант

Найди свое место каждому слову:

Глагол

Причастие

Прилагательное

Наречие

Ржаветь, бушующий, громко, песчаный, прочтя, занять, волновавший, быстро, баловать

-Какому слову не нашлось место в таблице? Почему? (Прочтя – что сделав?)



3. Знакомство с новой частью речи.

- Это слово имеет прямое отношение к теме нашего урока

(Запись темы урока и эпиграфа)

Деепричастие как часть речи


4. Изучение нового учебного материала

Цель для учащихся:

Определить общее значение деепричастия, его признаки, суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия, синтаксическую роль.


Цель для педагога - создать условия для успешного освоения знаний о деепричастии.


Приемы работы:

- наблюдение

- эвристическая беседа

- работа с интерактивной таблицей

- работа с учебником


Формы организации деятельности:

- работа в парах

- фронтальная

- индивидуальная

-Обратимся к этимологии слова.

- Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово? (Из двух: дее- и причастие)

- Подберите однокоренные слова к ним (Дееспособный, причастный)

- Что значит “дееспособный”? (Способный к действию)

- Какое словосочетание можно составить из слов “действие”, “причастный”? (Причастный к действию (на доску)

- Значит, деепричастие – это что-то причастное к действию. Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас? (- Что такое деепричастие?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Как образуется деепричастие?

- Может ли изменяться деепричастие?

- Чем является деепричастие в предложении?)


-Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова С.Маршака:

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С.Маршак

-Опираясь на эпиграф, сформулируйте ещё одну цель урока. (Какова роль деепричастий в речи?)



-Сравним два предложения. Выделим их основы.

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, подчеркивая орфограммы.

-В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия?

-К какому слову относятся эти глаголы?

-Сколько лиц выполняют эти действия?

- В каком предложении выделенные слова обозначают неоднородные действия: одно – основное, другое - добавочное?

-Каким словом выражено добавочное действие?

-Это деепричастие. Поставим к нему вопрос.

Девочка выполняла, (что делая?) подчеркивая

Вывод 1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

Задание 1.

-Выполним упр. 159. + определить морфемный состав слов (висят, отражаясь, изогнув, прислушиваются) + морфологический разбор висят


-Вспомните, причастие - дитя каких частей речи?

-Деепричастие тоже дитя двух частей речи: глагола и наречия.

-Какие признаки унаследовало Д. от своих, так скажем, родителей?

Чтение параграфа 26. Поиск ответа на вопрос и заполнение кластера на доске.

Деепричастие


Глагол Наречие

Совершенный и неизменяемость

несовершенный вид

Возвратность и синтакс. Роль – обстоятельство

невозвратность

Вывод 2. Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении являются обстоятельствами.


-Вспомните, что является причастным оборотом?

-Как определить границы причастного оборота?

Подумайте, что такое деепричастный оборот?

- Как определить границы деепричастного оборота?

Задание 2. Перед вами рассыпанный текст. Соберите его. Объясните орфограммы и пунктуацию.

-Определите тему, главную мысль и озаглавьте. (Красавец тетерев)

-Что отражается в заглавии: тема или основная мысль?

-Определите стиль текста, назовите его приметы. (Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое….

Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее бельё, крикнул…

Сравнение: как мостик…)


-Какими морфологическими средствами пользуется автор, их роль? (Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы – передать действие тетерева)

-Найдите деепричастия в этом тексте и докажите

-Запишите предложение: Завидев….

- Как вы можете объяснить пунктуацию этого предложения?

- Найдите в последнем предложении прилагательное в простой превосходной степени?


МИНУТА ОТДЫХА Подберите деепричастия к смайликам


-Прослушаем стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад»

- Что в этом стихотворении вам показалось необычным?

- Какую же роль играют деепричастия в речи?

(Обогащают нашу речь, делают её образнее, ярче, красивее. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

- Подчеркните грамматическую основу. Какое главное действие совершают воды?

-Выпишите в столбик любые 10 деепричастий и укажите глаголы, от которых они образованы.

-Какова синтаксическая роль деепричастий?


НО: обращение с ними требует внимания, так как нередко приводит к грамматическим ошибкам. Чтобы избежать их , нужно помнить, что и основное, и добавочное действие должно относиться к одному лицу или предмету.

Чтобы в этом убедиться, каковы наши действия?




Закрепление учебного материала.


Цель для учащихся:

научиться находить деепричастия в предложении, образовывать их и использовать в собственных высказываниях.


Цель для педагога:

создать условия для выработки навыка образования деепричастий,


Работа с учебником - упр.161

Тест по принципу ЕГЭ


Войдя в аудиторию,

  1. у нас возникло чувство страха

  2. профессор поздоровался со студентами




Прогуливаясь по парку,

  1. у всех было хорошее настроение

  2. отдыхающие оживленно беседовали


Рефлексия



  1. На каком этапе урока было интереснее всего работать?

  2. Какие задания показались наиболее трудными? Полезными?

  3. Какие знания, полученные на уроке, наиболее полезны?

  4. Поднимите руку, кто научился определять и выделять деепричастия среди других частей речи?

  5. Кто научился использовать деепричастия в своих высказываниях?

Ребята, даже если не все сегодня у вас получилось, не стоит переживать: впереди у нас много уроков по этой теме.


Оценки:


Выберите смайлики, отражающие ваше настроение в начале урока и в конце урока.



Домашнее задание

Параграф 26, упр. 159 Составить вопросник по параграфу








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деепричастие как часть речи

Автор: Ткаченко Ирина Ивановна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Деепричастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(35) "dieieprichastiie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "240315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444994649"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самостоятельная работа: "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(59) "samostoiatiel-naia-rabota-dieieprichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "254655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447783509"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка  урока  русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "328030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463552058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства