-Обратимся к этимологии слова. - Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово? (Из двух: дее- и причастие) - Подберите однокоренные слова к ним (Дееспособный, причастный) - Что значит “дееспособный”? (Способный к действию) - Какое словосочетание можно составить из слов “действие”, “причастный”? (Причастный к действию (на доску) - Значит, деепричастие – это что-то причастное к действию. Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас? (- Что такое деепричастие? - На какие вопросы отвечает деепричастие? - Как образуется деепричастие? - Может ли изменяться деепричастие? - Чем является деепричастие в предложении?) -Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова С.Маршака: Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С.Маршак -Опираясь на эпиграф, сформулируйте ещё одну цель урока. (Какова роль деепричастий в речи?) -Сравним два предложения. Выделим их основы. Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы. Девочка выполняла домашнее задание, подчеркивая орфограммы. -В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия? -К какому слову относятся эти глаголы? -Сколько лиц выполняют эти действия? - В каком предложении выделенные слова обозначают неоднородные действия: одно – основное, другое - добавочное? -Каким словом выражено добавочное действие? -Это деепричастие. Поставим к нему вопрос. Девочка выполняла, (что делая?) подчеркивая Вывод 1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Задание 1. -Выполним упр. 159. + определить морфемный состав слов (висят, отражаясь, изогнув, прислушиваются) + морфологический разбор висят -Вспомните, причастие - дитя каких частей речи? -Деепричастие тоже дитя двух частей речи: глагола и наречия. -Какие признаки унаследовало Д. от своих, так скажем, родителей? Чтение параграфа 26. Поиск ответа на вопрос и заполнение кластера на доске. Деепричастие Глагол Наречие Совершенный и неизменяемость несовершенный вид Возвратность и синтакс. Роль – обстоятельство невозвратность Вывод 2. Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении являются обстоятельствами. -Вспомните, что является причастным оборотом? -Как определить границы причастного оборота? Подумайте, что такое деепричастный оборот? - Как определить границы деепричастного оборота? Задание 2. Перед вами рассыпанный текст. Соберите его. Объясните орфограммы и пунктуацию. -Определите тему, главную мысль и озаглавьте. (Красавец тетерев) -Что отражается в заглавии: тема или основная мысль? -Определите стиль текста, назовите его приметы. (Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое…. Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее бельё, крикнул… Сравнение: как мостик…) -Какими морфологическими средствами пользуется автор, их роль? (Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы – передать действие тетерева) -Найдите деепричастия в этом тексте и докажите -Запишите предложение: Завидев…. - Как вы можете объяснить пунктуацию этого предложения? - Найдите в последнем предложении прилагательное в простой превосходной степени? МИНУТА ОТДЫХА Подберите деепричастия к смайликам -Прослушаем стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад» - Что в этом стихотворении вам показалось необычным? - Какую же роль играют деепричастия в речи? (Обогащают нашу речь, делают её образнее, ярче, красивее. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны. - Подчеркните грамматическую основу. Какое главное действие совершают воды? -Выпишите в столбик любые 10 деепричастий и укажите глаголы, от которых они образованы. -Какова синтаксическая роль деепричастий? НО: обращение с ними требует внимания, так как нередко приводит к грамматическим ошибкам. Чтобы избежать их , нужно помнить, что и основное, и добавочное действие должно относиться к одному лицу или предмету. Чтобы в этом убедиться, каковы наши действия? |