УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.
Цель урока: формирование представления о деепричастии как части речи.
Задачи: развивать умение видеть деепричастие и использовать в речи; формулировать вопросы к новой части речи.
Личностные: желание учащихся приобрести новые знания и умения; воспитание бережного отношения к слову.
Регулятивные: умение учащихся ставить цели, планирование совместных действий по реализации поставленной цели.
Познавательные: умение учащихся самостоятельно находить информацию в учебнике, внимательно слушать, извлекая познавательную информацию.
Коммуникативные: учащиеся задают вопросы, формулируют собственные мысли, отстаивают свою точку зрения, умение работать в парах и группах.
Оборудование: компьютер, проектор.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Этапы урока, цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учащихся, пожелание удачи на уроке. ( Какое у вас настроение сегодня?Попытайтесь графически изобразить на доске). Традиционное задание – «минутка чистописания». ( «Язык и золото – вот наш кинжал и яд!». М.Ю. Лермонтов. Обсуждение высказывания. Учитель предлагает следующее задание. Внимательно прочитайте на слайде слова и определите все части речи. ( пятнадцать, но, поседеть, в, тихо, смотрю, пятак, выполняя) – запись в тетрадь. Проверка с проговариванием Где возникла сложность? Так чем же мы будем сегодня заниматься? Увидели ли вы незнакомую часть речи? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Учащиеся психологически настраиваются на урок; работают с высказыванием М.Ю. Лермонтова. Учащиеся считывают слова на слайде и работают самостоятельно. Дают устные ответы. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации. Коммуникативные: общение и взаимодействие. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Давайте вспомним, какую часть речи мы недавно изучили? ( причастие). Вспомним алгоритм изучения данной части речи ( морфологические и синтаксические признаки). Заполнение таблицы: ( у каждого ученика на парте) причастие | деепричастие | | Признаки прилагательного | Признаки глагола | | | Зачем все это знать? | Ученики индивидуально заполняют только левый столбик ( причастие) с взаимопроверкой. Дают определение изученной части речи. Формулируют тему и цель урока. (Понимают, что деепричастие, как и причастие совмещает в себе признаки нескольких частей речи). | Познавательная: анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументация своего мнения. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений. | Работа с предложениями. Девочка выполняла упражнение и подчеркивала орфограммы. Девочка выполняла упражнение, подчеркивая орфограммы. Задаем вопрос к деепричастию. Смотрим, от какого слова оно образовано и что обозначает. Подчеркивая – подчеркивать Выполняла (как?) – подчеркивая – дополняет основное действие ( запись схемы в тетрадь). Работа со словарем. Что обозначает частица «дее»? | Запись предложений. Речевое проговаривание. Построение алгоритма рассуждения. Учащиеся в парах работают со словарем. Работа с учебником ( комментированное чтение правила). | Познавательные: поиск информации по словарю. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний. |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: построение и фиксация знания. | Учитель предлагает работу у доски.( по одному) Учитель выступает в роли консультанта. Не нарушая, волнуясь, улыбаясь, невидимый. Доказываем, что перед нами деепричастие. Делаем морфемный разбор. | Задание дифференцированное. Слабые учащиеся доказывают, что деепричастие образовано от глагола; сильные ученики приходят к выводу о неизменяемости данной части речи. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности, расслабиться | Игра «Прыг – скок». Учитель перечисляет части речи, если слышим деепричастие – прыгаем. ( стук, встать, встав, дышать, нарастая, угнать, осмотрев…) | Выполнение упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
5.Этап закрепления с комментированием во внешнейречи. Цель: применение нового знания. | Выполнение упражнения в учебнике. Для сильных ребят – морфемный разбор 3 слов. | Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов; Коммуникативные: выражение мыслей полно и точно Регулятивные: планирование действий с поставленной задачей. |
6.Самостоятельная работа. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Работа с карточками. Перестроить предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. ( В первую минуту он нагонял плот и кричал. Он ни секунды не колебался и поплыл туда. Катя стояла на коленях и смотрела вперед. Том опасался погони и не думал ложиться. | Выполнение задания. Слабым ученикам помогает учитель-консультант. Учащиеся повторяют признаки деепричастия. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
7.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка. | Что нового узнали? В чем сложность? Комментирование оценок. Домашнее задание: выполнить упражнение, составить 3 -4 предложения, используя словосочетания: любя друзей, прощая врагов; заполнить правый столбик таблица ( деепричастие):( дифференцированное задание). | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, отвечают на вопросы. Выражают свое отношение | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |