Просмотр содержимого документа
«Дательный падеж имени существительного»
Урок русского языка, 4 класс, УМК «Школа Россииа».
Учитель: Гордеева Надежда Николаевна
Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»
Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научитьсяраспознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4.Регулятивные УУД:
- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: задания на дополнительных карточках
Оборудование урока: карточки с заданием; карточки для рефлексии; учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык.4 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка.
Технологическая карта урока
Этап урока
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные д
ействия
I. Самоопределение к деятельности.Организационный момент.
Метод стимулирования, мотивации интереса к учению.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Дружно все за парты сели,
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку гостям!
Я желаю всем хорошего настроения, активности, работоспособности.
- Запишите число, классная работа.
Подготовка класса к работе.
Хорошее
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний ификсация затруднений в деятельности
Здоровьесберегающие технологии
Наблюдение, работа по алгоритму
Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Солнышко – тучка (4 раза)
Покатать ручку между ладонями.
–Откроем тетради и запишем число и классную работу.
- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)
- Что вам помогло определить падеж?
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)
- Сколько всего предлогов?(10)
- Сколько падежей в русском языке
Это интересно! Россия – 6 падежей Эстония – 14 падежей Финляндия – 15падежей Венгрия – 22 падежа Германия – 4 падежа - Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня?(Дательный падеж.)
- Почему так думаете? (После
родительного падежа идет дательный падеж.)
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
Имена существительные, предлоги, родительный падеж
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
III. Постановка учебной задачи
Наблюдение, метод проблемного обучения.
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже
- Что хотим узнать о дательном падеже?( Какие предлоги,каким членом предложения бывают существительные в дательном падеже).
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?(Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь
Знаю
Хочу узнать
Хочу научиться
Узнал
Кому?
Чему?
Предлоги, член предложения
Распознавать дательный падеж
К, по
второстепенныйый
Существительные вдательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
Какие предлоги употребляются и каким членом предложения является
Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных
- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен? Так вот и русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о Дательном падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? (уточнение значение слова щедрый в толковом словаре) Как вы думаете, почему?
-Послушайте стихотворение.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еше кому? Чему?.
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону.
К поезду я тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
(Т. Рик)
- Ответьте на вопрос Почемучки:
На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
С какими предлогами употребляются? Узнаем, проводя исследование
Запись в тетради
кому? чему?
к, по
- Почему автор стихотворения решил назвать дательный падеж дарительным? («Всем подарки развезу»)
– Придумайте свое название этому падежу.
Вывод: существительные в дательном падеже действительно часто указывают на лицо, которому что-то дают. Такие существительные, как правило, связаны с глаголамидать, передать, отдать, подарить, принести.
- Выпишите из стихотворения названия тех, кому автор дарит подарки.
- В нашем стихотворении есть еще существительные в Д.п., но уже с другим значением, Найдите их. (Со значением места действия).
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?
Итак. Д.п.
Слово -помощник
Вопросы
Предлоги
Щедрый
Дательный падеж от слова «дать», «дарить».
Кому? чему?
Алгоритм
1.Найти главное слово
2.Задать вопрос от главного слова к существительному
3.По вопросу определить падеж
Кому? Чему?
К, по
Всем подарки развезу
Дать
Кому? Чему?
К, по
Подарочный, щедрый, добрый и т.д.
Несу (кому?) братику, сестричке…
Со значением места действия
к поезду
по земле
Познавательные: моделирование,
логические: решение проблемы;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Физкультминутка
Здоровьесберегающие технологии
Наклоните голову к правому плечу.
Наклоните голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю, гостям,
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?
- Как вы догадались?
Дети показывают движения
Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.
Развивающие: установка на здоровый образ жизни.
V. Первичное закрепление
1.Работа по учебнику,
Метод самостоятельной познавательной деятельности
Упр. 127, стр. 70, по Бр. Стр.
- Прочитайте задание к упражнению
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Проверка
Обобщение: Дательный падеж Кому? Чему? (Куда?Где?) к, по (Второстепенный член предложения)
11 Стихотворение про дательный падеж: –
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
2. Работа в парах
- Поработайте в парах.Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж.
Упр. 130, стр. 71
- Проверим словосочетания с вопросом.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Здоровьесберегающие технологии
-Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.
Чтобы зоркими нам быть,
Нужно глазками крутить.
(Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.)
Нарисуем большой круг
(Глазами рисовать круг)
И осмотрим все вокруг
(влево, вправо)
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз и все сначала.
(Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево)
Быстро, быстро поморгать,
(Моргать в течение минуты)
Отдых глазкам нужно дать.
Нарисуем мы подряд
Треугольник, круг, квадрат,
( Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки)
Развивающие: установка на здоровый образ жизни.
Занимательная минутка
-А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения. Например:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
- Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился с именительным: кто? старче. Но вернемся к дательному падежу.
Минутка реллакса
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа
Дифференцированные карточки
- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу.
1 уровень – легкий, 2 уровень сложный.
1 уровень
Определите падеж имён существительных
От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.
2 уровень
Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже
Подарить, дед, шарф;
дать, товарищ, книга;
ходить, деревня, трава;
расчесать, сестра, волосы;
смастерить, птицы, скворечник;
поменять, рыбы, вода.
Самопроверка по эталону.
Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок
1-2 ошибки – желтый кружок
3 и более ошибок – красный кружок на полях.
-У кого зелёный кружок? Молодцы.
-У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать.
Самостоятельно выбирают уровень работы
Сверяют по эталону, осуществляют самооценку
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
VII. Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание:
страница 70, упражнение 128.
VШ
Рефлексия деятельности.
Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке
Итак, наш урок подходит к концу.
Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке?
Что вы узнали о существительных в дательном падеже?
- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).
- Молодцы! Встаньте, урок окончен!
20
Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился…
Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,
личностные: самоанализ, самооценка.
Тест:
Имя существительное обозначает…
М - действие предмета
П - предмет
О - признак предмета
2. Дательный падеж отвечает на вопросы…
У - кто? что?
Л - кого? чего?
Я - кому? чему?
3. Предлоги в дательном падеже…
А - о, об
Т - к, по
Р - от, около, без
4. Это существительное стоит в дательном падеже…
О - травка
К - в лесу
Ь - по дорожке
1
2
3
4
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке
Мне было трудно
У меня остались проблемы в знаниях
Самоанализ урока русского языка по теме «Дательный падеж имён существительных»
Урок русского языка проводился в 4 классе по УМК «Школа России» по теме «Дательный падеж имён существительных».Этот урок является уроком открытия новых знаний.
Цель данного урока: формирование представлений о дательном падеже через выяснение особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении).
На уроке решались следующие задачи:
- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
- развивать умение решать проблему, делать выводы;
- воспитывать коммуникативные качества;
- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
При планировании урока были учтены реальные учебные возможности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.
На следующем этапе актуализации знаний использовалась коллективная форма работы: закрепление материала предыдущего урока – названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.
Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником. Учащиеся выбирали нужную информацию, пользовались подсказками. Работа в парах построена так, чтобы научить детей не ссориться, а выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение. Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.
На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся сделать самоанализ, результативность своей деятельности.
Все эти приёмы помогли учащимся в достижении триединой задачи, а значит, цель урока
Урок русского языка проводился в 4 а классе по УМК «Школа России» по теме «Дательный падеж имён существительных».
Урок я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный метод.
Цель данного урока: формирование представлений о дательном падеже через выяснение особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении).
На уроке решались следующие задачи:
- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
- развивать умение решать проблему, делать выводы;
- воспитывать коммуникативные качества;
- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.
Формы работы на уроке: фронтальная на этапе актуализации знаний; в парах на этапе систематизации и обобщения имеющихся знаний; индивидуальная на этапе применения учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях; групповая на этапе творческой работы.
Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.
Актуализация опорных знаний представлена в виде работы над признаками имени существительного и изученными падежами, таким образом, проверила, насколько хорошо дети усвоили материал предыдущего урока, чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Дети активно отвечали на вопросы. Опираясь на свои знания, и исходя из выводов, самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
На всех этапах ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям нужно было не только использовать уже
имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного задания.
Работа в парах построена так, чтобы научить детей не ссориться, а выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых
условиях.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также
способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного
интереса к учению.
Проведение физминуток способствовало предотвращению у учащихся
усталости.
После выполнения самостоятельной работы учащиеся сами оценили качество выполнения своей работы.
Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера. Прослеживалась смена
видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся сделать самоанализ, результативность своей деятельности.
Все эти приёмы помогли учащимся в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.
Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).
Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач)