Просмотр содержимого документа
«Дательный падеж имени существительного»
Тема урока: Дательный падеж
Цель: познакомиться учащихся с дательным падежом имен существительных, с ролью вопросов к дательному падежу, с предлогами, употребляющимися с данным падежом; создать условия для формирования умения определять падеж по вопросу и предлогу; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать формированию нравственных качеств учащихся, прививать интерес к познанию.
Форма проведения: комбинированный урок.
Оборудование: учебник по русскому языку (ч.1, Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, мультимедийная презентация, таблица для систематизации знаний, карточки с заданиями для групп, тест.
Ход урока
Организационный момент.
-Урок хочу начать со слов М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». (слайд 1)
-Я желаю вам всем активности и работоспособности, чтобы продолжить открывать тайны русского языка.
-Пока будем проверять, за доской будут работать 2 учащихся: Голубцова Анна и Кравцов Кирилл. Обозначить падеж имён существительных: стоять около школы, проехать мимо дома, добежать до оврага, вернулся из поездки.
-Сигналы взяли в руки. Проверяем (Евдокимова Полина говорит слово-букву-объясняет орфограмму, остальные сигнализируют)+тетради учащихся, работающих за доской.
-Все выделенные имена существительные стоят в форме какого падежа? Докажи. (отметка)
*Проверка работ за доской.
-В каком падеже стоят имена существительные. Докажи.
-На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.?
-Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.? (отметки)
-Оценим свою работу в оценочных листах. Если не допустили ни одной ошибки в домашней работе, то ставим «+», если 1-2 ошибки – «+», если 3 и более – «-«.
-Ребята, недавно в тетради одного учащегося я прочитала о том, что ядовитые грибы ни кому не нужны и поэтому их нужно уничтожать. Согласны ли вы с этими словами? Докажите свою точку зрения.
3) Чистописание и словарно-орфографическая работа.
-Ребята, какая сейчас пора года?
- Назовите осенние месяцы. (слайд 2)
- Давайте поиграем в игру «Я задумала звук». Отгадайте, какой звук я задумала? Я задумала согласный звук, он парный глухой, парный мягкий, он есть в названии только двух осенних месяцев. Какой звук я задумала?
-Звук [т’].
-Назовите этому звуку парный звонкий согласный. (Д’)
-Какой буквой на письме обозначается звук (Д’)?
-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Д и буквосочетания с ней.
-Повторим правильное написание буквы Дэ. (Видео)
-На следующей строке напишем эту букву в соединении с другими буквами, используя верхнее и нижнее соединение, сохраняя высоту и наклон букв.
-Прочитайте буквосочетания с нижним соединением, с верхним соединением. (дл, дн, ди, дя, дм, дп)
-Хочу напомнить вам правила письма «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
-Перед вами слова в «звуковом костюмчике».
[ д’эр’эва]
[ сонцэ]
[друк]
-Запишите их в «буквенном костюмчике». (комментированное письмо по одному слову с подчёркиванием орфограмм)
-Какое слово из трёх слов может быть лишним? Почему?
-Что общего у этих слов? Докажи. (имена сущ.)
4) Актуализация знаний.
-Что знаете об имени сущ.? (составляем кластер на доске) (используются сигналы)
-Что называется склонением имени сущ.?
-Сколько падежей в русском языке?
-Назовите их.
-С какими двумя падежами уже познакомились? И.п., Р.п. (составляем таблицу на доске: падеж, вопросы, предлоги)
-Определите падеж сущ., записанных на доске. Докажите.
-На какие вопросы отвечают имена сущ. в Р.п.?
-С какими предлогами употребляется Р.п.?
-Поставьте и запишите данные имена сущ. в Р.п. ( по одному слову: у дерева, около солнца, для друга).
5) Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведём несколько исследований.
-Читаем четверостишие на доске:
Ты дереву улыбнись,
Солнышку обрадуйся,
Руку другу протяни-
За него порадуйся!
-Определите падеж выделенных слов, но сначала вспомним алгоритм работы. (слайд 3)
1 шаг: Найди слово, от которого зависит данное имя существительное.
2 шаг: Поставь вопрос от главного слова к имени существительному.
3 шаг: По вопросу определи падеж.
-Определяем падеж. (запись в тетрадях)
Улыбнись (кому?) дереву (Д.п.)
Обрадуйся (чему?) солнышку (Д.п.)
Протяни (кому?) другу (Д.п.)
-Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?
-Назовите тему урока.
-Что мы знаем о Д.п.? (слово-помощник и вопросы вставляются в таблицу на доске).
-Что должны ещё узнать и чему научиться? (с какими предлогами употребляется, научиться находить имена сущ. в Д.п., узнать почему Д.п. так называется).
6) Изучение нового материала.
-Почем Д.п. называется именно так, сейчас узнаем из рубрики «Новости». (телевизор и ребенок)
*Выступает Строцкая Маша: «Русский писатель Лев Васильевич Успенский в своей книге «По дорогам и тропам языка» называл Д.п. «щедрым».
-Уточним в толковом словаре значение слова «щедрый».
-Как вы думаете, почему Успенский назвал этот падеж «щедрым»?
-Обратимся к учебнику с. 70, упр. 110. Самостоятельно прочитаем стихотворение веселого клоуна о дательном падеже и определим, что нового мы узнали о Д.п.? (заполняем таблицу на доске – предлоги Д.п.)
7) Физкультминутка.
Наклонили голову к правому плечу,
Наклонили голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа,
к соседу слева,
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
-К плечу, по голове. В каком падеже стоят имена сущ.? Докажите. (вопросу к чему? и предлоги-к, по)
8) Закрепление и систематизация изученного материала.
-Выполним упр. 111 в парах: составить и записать словосочетания, употребляя имена сущ. в Д.п.: 1 группа – 1-2 словосочетания;
2 группа – 3-4 словосочетания, 3 группа – 5-6 словосочетания. (по одному ученику у доски)
-Проверим работу, используя сигнальные карточки.
-Оценили свою работу в оценочных листах. (0 ошибок – «+», 1 ошибка – «+», 2 ошибки – «-«)
Физкультминутка для глаз по индивидуальным тренажерам.
* Работа в группах (5 групп по 4 человека)
-Составить пословицы, определить падеж выделенных слов.
1. Птица радуется весне, а младенец – матери.
2. Слепой щенок и тот к матери ползёт.
3. Каждый человек благодарен маме.
4. Любовь к Родине начинается с любви к матери.
5.
*Проверка
Один ученик читает пословицу, называет выделенное слово и падеж. Доказывает.
*Оценка работ в оценочных листах.
-Если пословицу составили правильно, падеж выделенного слова определили правильно, то ставим «+», если в составлении пословицы допустили ошибку или неправильно определили падеж, то ставим «-«.
-Все пословицы о ком? (о матери)
-За что мы благодарны своим мамам? (Мама нас родила, заботится о нас, оберегает нас, учит нас быть добрыми и мудрыми. Мамой нужно дорожить, с её лаской и заботой легче нам на свете жить)
*Работа по вариантам.
-В упражнении 112 есть словосочетания с именами существительными в дательном падеже и в родительном падеже.
-1 вариант – выписать любых 3 словосочетания с именами существительными в дательном падеже, 2 вариант – 3 любых словосочетания с именами существительными в родительном падеже.
Проверка выполненной работы. Оценка в оценочных листах. Если всё выполнили правильно, то ставите «+», если 1 ошибка, то «+», если 2 и более ошибок, то «-«.
Самостоятельная работа. Тест.
- Проверим, как вы усвоили тему и проведем самостоятельную работу.
Взаимопроверка по ключу (слайд 4).
Оценка в оценочных листах.
Домашнее задание.
-Еслисамостоятельная работа выполнена без ошибок, то дома необходимо составить и записать три словосочетания с именами существительными в дательном падеже. Если в самостоятельной работе допущены ошибки, то дома повторяете правило на с. 69 и выполняете упр. 113.
11) Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.
-Какой падеж мы изучали на уроке?
-На какие вопросы отвечают имена существительные в форме дательного падежа?
-Какие предлоги употребляются с дательным падежом?
-Оцените степень понимания сегодняшнего урока. Прикрепите человечка около соответствующих слов.
-Молодцы. Я довольна вами и вашей работой на уроке. Спасибо за работу.