Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент |
- Здравствуйте дети, тихо садитесь. Сегодня урок русского языка у вас проведу я, зовут меня Екатерина Андреевна. | Приветствуют учителя. | Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
II. Орфографическая минутка |
- Спишите в тетрадь слова с мягким шипящим звуком. Чай, чудо, ерши, чулки, шишки, жить, щука. - Спишите в тетрадь слова с твердым шипящим звуком Роща, шить, ищу, ужи, шило, дача, лыжи. - Спишите в тетрадь слова, в которых есть мягкие согласные звуки. Пётр, Коля, тётя, тюлень, одежда, вишня, Вера, няня, ученик, свёкла, журавль, серьги. - Три человека будут работать по карточкам. Индивидуальные карточки для проверки словаря: Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. | Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. | Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. | | Выполнение заданий обучающимися. | Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УДД: |
III. Самоопределение к деятельности |
- Прочитайте текст, который записано на доске. Сова – хищная птица. У совы мощные когти, чуткие уши. - Какая ошибка тут допущена? - Как исправить эту ошибку? - Спишите этот текст. - Давайте определим, какой частью речи выражены все слова в этом тексте. - Подпишите карандашом части речи. - Посмотрите, а у нас осталось одно слово, которое мы не смогли отнести к какой-либо части речи. Давайте вместе подумаем, чем же мы заниматься сегодня на уроке. - Верно, мы познакомимся с новой частью речи. | - Повтор слова. - Заменить слово. У неё мощные когти и чуткие уши. Будем заменять повторяющееся слово другим словом, местоимением. | Цели: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать уточнение и согласование темы урока. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение)) |
IV. \Открытие нового знания |
- Посмотрите внимательно, какое слово мы заменили на «у нее»? - Какая это часть речи? Подведение к выводу о том, что часть речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением. Работа с правилом в учебнике. - Откройте учебник на стр.101 и прочитайте слова тетушки совы. - Что такое местоимение? - Назовите несколько местоимений. - Какую роль они выполняют - И тема нашего урока «Местоимение. Что такое местоимение». | - сова - имя существительное - Часть речи. - Он, я, мы … - Употребляются вместо существительных и прилагательных. | Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально. УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные УУД. - высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез. |
V. Физкультминутка |
VI. Работа по теме урока | | |
Стр. 100, упр.171. Прочитайте. Назовете сказку. Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает: - Терем – теремок! Кто в тереме живет? - Я, __________________ - норушка! А ты кто? - А я __________________ - квакушка! А ты кто? - Иди ко мне жить! Стали они вдвоем жить. - Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен сущ. Употребляется слово они? - Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. Стр. 101., упр. 172. Подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Подкрепите свой ответ примерами. - Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. - Следующее задание: - Я буду вам задавать «Хитрые вопросы», ответить на них вам помогут местоимения. На доске вы видите местоимениями, составьте из них правильные ответы. я | мы | ты | вы | он | они | она | оно | 1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? 2. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? 3. Какое местоимение составлено из двух предлогов? 4. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? 5. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? 6. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? Стр. 102, упр.174. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. - Запишите названия предметов, а в скобках – местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово. Образец: платок (он) - Обратите внимание! Свое название эта часть речи – местоимение – получила за то, что она употребляется в речи вместо имен (вместо имени сущ., имени прилагательных и др.) | Дети читают. Да называют, теремок, мышку, лягушку. Они вы – мы – ты Ты – к – Вы О – на Он За – я – ц Оно Пальто, цветок, лампа, коньки. Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). | Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; УДД: регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка); познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование); |
VII. Итог урока |
- Что мы сегодня изучили на уроке? - Что такое местоимение? - Назовите мне несколько местоимений. Домашнее задание: словарные слова, стр. 134, с К по Н. | Местоимение Это часть речи Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке УДД: |