"Что такое склонение? Три склонения имен существительных"
"Что такое склонение? Три склонения имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе по программе Образовательная система "Школа 2100", учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина "Русский язык". Урок открытия новых знаний. Деятельностная цель: составление алгоритма определения склонения имен существительных и развитие умения работать по алгоритму.
Содержательная цель: осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения.
Задачи: направленные на достижение предметных результатов: накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных.
направленные на достижение метапредметных результатов: совершенствовать умение ставить цели, планировать и оценивать свою деятельность, развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, делать выводы.
Направленные на достижение личностных результатов: способствовать формированию адекватной самооценки.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
1.Предлагается задания для повторения: запись под диктовку, построение схемы, определение рода и падежа у однородных имён существительных, выделение окончаний. (слайд 1)
Учащиеся записывают предложение. Выполняют грамматические задания. Сравнивают результат с эталоном, оценивают свою работу.
П., ж. П., ж.
ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА ВОЛНОВАЛАСЬ О СЕСТРЕ И ДОЧЕРИ.
Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными?
(Отвечают на вопрос о ком?, одушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)
А чем отличаются эти существительные? ( окончаниями )
Выдели окончания: О сестре и дочери
А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
Можем ответить на этот вопрос? (нет)
3. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.
-Переходим к следующему этапу урока по плану: - Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Схематичная запись проблемы урока:
им.сущ
род+
падеж+
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? (слайд 2)
(слайд 3)
4. Работа в группах. (слайд 4) Запись плана:
-изменить слова по падежам;
-сравнить окончания;
-выявить закономерности написания окончаний;
-сформулировать выводы.
1. Учащиеся изменяют по падежам слова
СТРАНА, ЗЕМЛЯ;
ВОВА, ДЯДЯ;
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я). ( слайд 5)
ОКНО, ПОЛЕ;
ОГОНЬ, СЛОН;
Вывод: Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). ( слайд 6)
ПЕЧЬ, СТЕПЬ.
Вывод: Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь на конце.
( слайд 7)
2. Представляют результаты работы группы.
3. Сравнивают окончания, делят слова на 3 группы. (слайд 8)
4. Фиксируют своё открытие:
1 2 3
ж.р. с.р. ж.р.
м.р. –о –е ь
-а –я м.р.
( слайд 9)
5. Работают с правилом на с.141.
6. Отвечаем на основной (проблемный) вопрос урока.
7. Выводим алгоритм определения склонения, опираясь на слова О СЕСТРЕ, О ДОЧЕРИ.
1) начальная форма,
2) род
склонение
3) окончание
Записываем слова, сверяем написание с эталоном. Определяем склонение имён существительных. Проговариваем все шаги в соответствии с составленным ранее алгоритмом.
9. Взаимопроверка групповой работы. Объяснение ошибок.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
. Используя алгоритм, определяем склонение. Самопроверка. Упражнение 159.
Слова для игры: капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, газета, колено, тетрадь, цитата, кровать, рояль, алмаз, костер ( словарное слово, обращаем на написание безударной гласной ).
( слайд 10 )
- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Подведение итога исследовательской работы. 1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением. Проблемный вопрос: Почему у слов о сестре и дочериразные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
- Соотносят цель и результаты своей деятельности. - Какая информация заложена в этом рисунке? Расскажите. ( слайд 11 )
9. Выбирают задания для самоподготовки
(домашнее задание разной степени сложности упр.161, упр.162, упр.163).