Лексическая тема: Что мы знаем о птицах?
Грамматическая тема: Приставки и предлоги.
.Цели урока:
а) образовательная: дать понятие предлога, знать основные группы приставок и предлогов, уметь различать приставку и предлог
б) развивающая: развивать устную и письменную речь, внимание, память, познавательную деятельность учащихся, расширить кругозор
в) воспитательная: воспитание любви к родной природе
Тип урока: интегрированный
Вид урока: урок изучения новой темы
Методы: словесный, частично-поисковый, интерактивный
Оборудование урока: интерактивная доска, картина Саврасова «Грачи прилетели»,портрет М.Пришвина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование урока: интерактивная доска, картина Саврасова «Грачи прилетели»,портрет М.Пришвина.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Улыбнитесь им, теперь друг другу. А теперь подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Какие разделительные знаки пишутся в словах под...ъезд, сем...я, об...явление?
4. 1.Новая тема. Пение птиц.
- Что мы слышим? Пение птиц.
Запись числа, темы урока. (Слайд)
Птицы – пернатые друзья, крылатые гости (Слайд ). Рассказы учащихся о птицах. .
- Почему говорят, что птицы – наши друзья?
Птицы – наши верные друзья и помощники. Они помогают нам сохранять урожай в садах и на полях. Птицы – санитары леса. Они уничтожают вредных насекомых. Например, королек – самая маленькая пташка съедает в год около 10 млн. Насекомых Ласточка за 3 летних месяца успевает переловить миллион всяких мошек и комаров. Поэтому птиц надо беречь и помогать им.
Многие птицы получили название по своему крику или цвету перьев. Иногда можно догадаться самому, надо только немного подумать над словом. Кукушку – по звуку ку- ку. Грач по звуку гра-гра. Скворец по звуку сквор-сквор. Ворону и синицу назвали так по цвету их оперения. Название птицы «ворон» родственно слову «вороной», т.е. черный. У вороны перья черные, а у синицы - темно-синие.
2. Слайд-шоу «Птицы моей республики»
- Какие птицы были показаны на экране? Определите птиц по звуку их голосов.
3. Слово учителя. О птицах много пословиц. Ласточка весну начинает , соловей лето кончает. Увидел грача – весну встречай. Для русского человека слово «грач» имеет определенное значение: олицетворяет приближение весны. Зима в России долгая, суровая. Кажется, что нет ей конца. И вдруг появляются грачи. Все наполняется радостным гомоном птиц: весна приближается. Об этом и картина русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Довольно частое обращение к грачам находим и в художественной литературе. Сегодня на уроке мы поработаем над рассказом М.Пришвина «Говорящий грач». Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954) – известный русский писатель. Он много путешествовал, написал много рассказов о природе. У Пришвина была любимая собака. И он часто выходил с ней на природу. Но не для того, чтобы поохотиться, а чтобы понаблюдать. (Слайд) Пришвин утверждал, что мир полон чудес.Он писал: «Думаешь – чудеса далеко, а они тут рядом». В годы ВОВ написал рассказы о ленинградских детях. Давайте познакомимся с рассказом «Говорящий грач», действие которого происходит в блокадном Ленинграде.
4. Словарная работа (Слайд)
Повадился – часто стал прилетать
Сирота –
Дурашка – здесь: дурачок( ласкательное обращение)
Грачонок – птенец грача
5. Чтение текста учителем (Метод пометок).
6.Работа в группах : 1группа – ответы на вопросы, 2 группа – выписывание слов с приставками
7. Составление глаголов с приставками
8. Закрепление знаний о приставках по таблице.
.
9. Каллиграфическая минутка, запись предложения
Птичка (с)летела (с) клетки.
Птичка слетела с (маленькой) клетки.
.
Закрепление изученного материала.
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
1.Чтение правила
2. Работа с таблицей. Отличайте приставки от предлогов.
3. Выполнение упр.2
Чтение текста, озаглавливание.
4. Выписывание предложения
Они набросились сначала на траву, потом перешли на сады, огороды.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Обобщение по таблице.
Приставка – часть ... Предлог – часть ...
Приставки со словами пишутся ... Предлоги со словами пишутся ...