Праздник «1 апреля-день птиц» (1-4 классы)
Ход мероприятия:
Звучит песня «У дороги чибис»
Ведущий: Весна – какое чудо!
(дети читают стихи)
1. Зима недаром злится –
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Ведущий:
Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.
2 Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(И.С. Никитин)
Ведущий:
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.
Я предлагаю провести праздник в честь Весны, праздник, посвященный Дню птиц.
Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колоситься,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечни
Замечательные ждут!
Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.
Приглашаются 2 команды по 8 человек. Дети придумывают название команды, соответствующее празднику (соловьи, воробышки, галчата и т.д.)
Конкурс “Разминка” (загадки о птицах).
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (цапля)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка)
Мать, отца не знаю,
но часто называю,
Детей знать не буду –
чужим сбуду. (кукушка)
Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Конкурс. «Заморочки из бочки»
Участники по очереди вынимают из бочки бочонки с номером вопроса. Слушают вопрос и отвечают.
Вопросы:
1. Какая сова охотится днём? (полярная)
2. Какая птица дольше всех живёт? (ворон, около 800 лет)
3. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
4. Кого называют пернатой кошкой? (сову)
5. У каких птиц поют самки и самцы? (у снегиря)
6. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да)
7. Кто кукует: самец кукушки или самка? (самец)
8.Как гуси защищают своих детей от непогоды? (прячут под своими крыльями)
lll. Викторина (15сек.)
Для чего дятел “барабанит”?
А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)
В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)
Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха;
Б) освобождается от паразитов; (+)
В) разыскивает пищу.
(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).
Какая птица является чемпионом по нырянию?
А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)
(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).
Почему у журавля рождается только один птенец?
А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).
Конкурс на лучшее знание пословиц.
Нужно соединить первую часть пословицы с другой.
НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
Наша конкурсная программа продолжается.
И следующий конкурс “Узнай птицу по портрету”.
Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.
Сегодня по портрету будем узнавать птиц.
(на слайдах клёст, синица, кукушка, скворец, снегирь, дятел, поползень, ласточка)
Конкурс “Веришь – не веришь”.
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)
Конкурс “Живые синонимы”.
Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)
Конкурс «Построй скворечник»
Дети закрытыми глазами рисуют скворечник. Чья команда быстрее и аккуратнее выполнит работу.
Ведущий во время этого конкурса проводит игру со зрителями.
Игра со зрителями.
Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!
Конкурс капитанов
Капитаны, выслушав вопрос, выбирают на карточке правильный ответ и показывают «птицу» с цифрой.
Какая птица издаёт звуки, похожие на смех человека?
Филин
Выпь
У какой птицы звуки как рёв быка?
Филин
Выпь
Какая птица может лазить по стволу дерева вниз головой?
Синица
Поползень
Какая птица быстрее всех летает?
Стриж
Сорокопут
Какая птица большую часть пути с юга шагает пешком?
Коростель
Страус
У какой птицы гнездо похоже на варежку?
Ремез
Иволга
Подведение итогов.
Я хочу рассказать вам, ребята, подробнее о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком много охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.
Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий знак: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.
Вторая книга состоит из цветных страниц.
На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.
На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем.
На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается.
На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение у них не устойчиво.
На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны, или точно не установлены.
На зелёных страницах – самые обнадёживающие – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают надо наказывать. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса.
Песня: «Я хочу, чтоб птицы пели».