kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение и написание слов с буквами ь и ъ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я написала урок на тему "Чтение и написание слов с буквами ь и ъ"  

Цель этой работы: Образовательная: ознакомить учащихся с чтением и написанием слов с буквами ь и ъ, с особенностями обозначения мягкости согласных с помощью ь; формировать соответствующие практические умения и навыки; совершенствовать лингвистическую компетенцию учащихся, обеспечивающую свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;   Развивающая: развивать орфографическую зоркость;   Воспитательная: воспитывать коммуникативно-компетентную личность. 

В разработке этого урока указаны и упражнения учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чтение и написание слов с буквами ь и ъ »

Урок

Чтение и написание слов с буквами ь и ъ.

Цель:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с чтением и написанием слов с буквами ь и ъ, с особенностями обозначения мягкости согласных с помощью ь; формировать соответствующие практические умения и навыки; совершенствовать лингвистическую компетенцию учащихся, обеспечивающую свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

  • Развивающая: развивать орфографическую зоркость;

  • Воспитательная: воспитывать коммуникативно-компетентную личность.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают правила чтения и написания слов с буквами ь и ъ, особенности обозначения мягкости согласных с помощью ь; различают буквы русского и украинского алфавитов; сопоставляют начертание букв и их звуковое значение в русской и украинской графических системах, произношение и написание слова; соблюдают орфоэпические нормы русского литературного языка; применяют полученные теоретические знания на практике.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Словарный диктант «Угадай и верно запиши слово».

  1. Все буквы по порядку. (Алфавит)

  2. По нему стучат двумя палочками, и он грохочет. (Барабан)

  3. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)

  4. «Лесенка - чудесенка» в метро. (Эскалатор)

  5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

  6. Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь)

Комментарий для учителя. Отгадки записываются на доске и в тетрадях, учащиеся объясняют выбор буквы для обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слов, подбирают проверочные слова, обозначающие несколько предметов (гуси, дожди и т. п.)

  1. Проверка домашнего задания (фронтально).

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Объявление темы и цели урока.

Слово учителя

Лингвистическая сказка «Друзья навек»

Мягкий знак прожил богатую событиями жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом безгласным и разделительным. Он был уверен в том, что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на какую ещё службу призовёт его Орфография. Поэтому он с удовольствием поддерживал свою материальную форму.

В один из таких сладостных моментов, когда он с увлечением занимался гимнастикой, в дверь постучали. Пружинящей походкой Мягкий Знак подошёл к двери. Представшая перед ним картина не способствовала приливу жизненной энергии: опираясь на толстую инвалидную палку, в дверях стоял с воспалёнными, слезящимися глазами Твёрдый Знак. Опустим приветствия, расспросы, утешения…

Беда свалилась на Твёрдый знак из ученических тетрадей – дети то и дело путают его с Мягким Знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с кем ученики не путают! Но с Твёрдым Знаком всё было сложнее. После революции 1917 г., когда его уволили и лишили места после твёрдых согласных, оставив лишь скромную должность разделительного знака на пару с Мягким Знаком, ему теперь всё время мерещится, что его и с этой должности попросят… кстати, среди утешений, произнесённых Мягким Знаком, было напоминание о том, что Твёрдый Знак теперь активно употребляют в ретро-названиях, например, газеты «Коммерсантъ».

Твёрдый Знак был безутешен:

- Но ведь я не обозначаю твёрдости! Передо мной согласные произносятся как Бог на душу положит:[сйэ]зд и [с'йэ]м, по[дйо]м и о[б’йо]м – ну никакого единообразия! Вот скоро заменят меня на тебя – и конечно моё существование!

Энергичный Мягкий Знак решил не сдаваться – друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в алфавите одному такому вот просто безгласному знаку.

- Значит, надо этим ученикам ещё раз всё про себя объяснить. Давай найдём, что между нами общего, а в чём наше различие, и все детали продемонстрируем, - деловито предложил Мягкий Знак.

Давайте же и мы , ребята, вместе с твёрдым и мягким знаками продолжим путишествие по стране Орфографии!

  1. Работа над темой урока.

  1. Постановка и решение проблемного вопроса.

С добрым утром, начат день!

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

  1. Задание учащимся.

- Найдите в этих поэтических строчках букву ь.

- Как вы думаете, какую роль она играет в приведённых словах?

- Может ли ь обозначать звук?

- Для чего её употребляют на письме?

3. Объяснение учителя (с опорой на таблицу, размещённую на доске).


Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных

Правило

Примеры

  1. На конце слова

Шить, вить, кровь, лось, медведь, лошадь , медь, морковь.

  1. Между мягкой и твёрдой согласной в середине слова.

Серьга, судьба, горька, возьму.

  1. Между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким.

О борьбе – борьба, возьми – возьму, во тьме –тьма, о свадьбе – свадьба.

  1. Для обозначения мягкости л. Другими словами, если л произносят мягко, то ь пишут. И наоборот: если л произносят твёрдо, то ь не пишут.

Только, мельница, вскользь, польза, больной, сельдь.


Разделительный ъ пишут перед гласными е, ё, ю, я:

  • После приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд;

  • После иноязычных приставок, оканчивающих на согласную (в том числе и после приставок, которые сейчас слились с корнем): аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-: инъекция, объект, субъект.

  • В сложных словах, первая часть которых – числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, но трёхэтажный.


Разделительный ь пишут:

  • Внутри слова перед гласными е, ё, ю, я, и: семья, соловьи, вьюга;

  • В некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Разделительный ь может не обозначать мягкости предшествующих согласных (ружьё, шьют и т.п.). Основная его роль здесь – дать возможность следующим за ним буквам е, ё, ю, я, и обозначить два звука, первый из которых – звук [й].

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  1. Практическая работа.

- Спишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В словах с

пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

Об..явить, раз..яснить, от..езд, в..ётся дорога, под ел..ю гриб, лис..и следы, под лист..ями ягодки, заяч..я нора, с..едобный гриб, суч..я для костра,катат..ся на кон..ках, вет..ви серени.

  1. Задание «Угадай слово».

- Запиши одним словом с мягким или твёрдым разделительными знаками.

1. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела, - … ( обез..яна).

2. Втолковал, разжевал и в рот положил - … (раз..яснил).

3. Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения, - … (об..явление).

4. Растолковать, сделать понятным - … (об.. яснить).

5.Полоса земли вдоль берега моря, озера - … (побереж..е).

6. Вход в здание - … (под..езд).

7. Снежная буря - … (в..юга).

8.Мясной отвар - … (бул..он).

3. «Играя – обучаемся!»

- Ответьте на вопросы – шутки.

1) Чем кончается осень?

2) Как можно превратить слово мел в мелководное место, хор – в хищного зверька, стал – в твёрдый металл, ясен – в дерево?

3) Что стоит посредине баньки?

4) В глаголе нянчить мягкость второго согласного [н] не обозначена. Что нужно сделать, чтобы его мягкость была обозначена с помощью ь ?

Ключ: 1. На конце слова осень пишут ь. 2. Мел – мель, хор – хорь, стал – сталь, ясен – ясень. 3. По середине слова банька пишут ь. 4. Нянчить – нянька.

4.Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 269

Расскажите правило употребления разделительного ъ и разделительного ь, используя данные рисунки.

Ключ: после приставки, заканчивающийся на согласный, перед е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак (ъ) : съел, объявление, въедливый.



Ключ: в корне и после корня перед е, ё, ю, я, и пишется разделительный мягкий знак (ь): счастье, вьюн, пью, бьющий, воробьи.


  1. Подведение итогов урока.

  1. «Театр на уроке»: инсценировка «Мягкий Знак и Твёрдый Знак».


Твёрдый Знак

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.-

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Мягкий Знак

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –

Ты твёрд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

Буква А

- Друзья! Наш разговор – никчёмные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А. –

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

(П. Матвиенко)

2. Слово учителя.

- Русский язык – это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы открывать их, нужно много и упорно работать, познавая всё новые и новые секреты Орфографии. Сегодня на уроке вы убедились, что буквы ъ и ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Чтение и написание слов с буквами ь и ъ

Автор: Зозуляк Ирина Васильевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока на тему: Звук [ц] , буквы Цц. Чтение слогов, слов, текста.  Наблюдение за особенностями написания слов с ц. "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuk-ts-bukvy-tsts-chtieniie-sloghov-slov-tieksta-nabliudieniie-za-osobiennostiami-napisaniia-slov-s-ts"
    ["file_id"] => string(6) "134149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416673293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока чтения " Знакомство с буквой "М,м""
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-chtieniia-znakomstvo-s-bukvoi-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "302759"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457288073"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Обучение грамоте. Заглавная буква М. Упражнение  в чтении и письме. Написание слов с заглавной буквы. "
    ["seo_title"] => string(111) "obuchieniie-ghramotie-zaghlavnaia-bukva-m-uprazhnieniie-v-chtienii-i-pis-mie-napisaniie-slov-s-zaghlavnoi-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "161044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422175680"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ. Обозначение мягкости согласных звуков на письме."
    ["seo_title"] => string(80) "napisaniie_slov_s_bukvosochietaniiami_chk_chn_nch_oboznachieniie_miaghkosti_sogh"
    ["file_id"] => string(6) "403488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490541295"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. "
    ["seo_title"] => string(131) "uprazhnieniia-v-chtienii-i-pis-mie-chtieniie-slov-priedlozhienii-tieksta-nabliudieniie-nad-slovami-s-ghlasnymi-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "132329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства