Уметь: находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.
Повторение: правописание безударных гласных в корне.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-проверка готовности уч-ся к уроку;
-сообщение задач и целей урока;
2.Проверка домашнего задания.
3. Работа по теме урока:
А). Запись в «Словарь трудных слов».
Подлежащее, сказуемое, восклицательное.
Б). Повторение изученного по синтаксису.
1. Какие члены предложения называются главными?
2. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?
3. Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.
4. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?
5. Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? Приведите примеры.
6. Что составляет грамматическую основу предложения?
7. Сколько главных членов может быть в предложении? Приведите примеры.
8. Как называются остальные члены предложения?
В). Запись под диктовку.
Задание: Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи выражены.
Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.
(По К.Паустовскому.)
— Глаголами какого времени выражены сказуемые?
— Выпишите местоимения, которые выступают в роли подлежащего. (Выписываются местоимения я, она, они.)
— Придумайте предложения, в которых другие местоимения могут выступать в роли подлежащего.
— Какие это местоимения? (Ты, он, мы, вы.)
Слово учителя: Ребята, подлежащим может быть слово или группа слов, которые отвечают на вопрос кто? или что? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.
Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
Г). Коллективное выполнение работы.
Учитель читает предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно.)
1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак.) 2. Но кто там в колодце так громко смеется? (Д. Чиарди.) 3. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С.Михалков.) 4. Три часа у проруби три вороны пробыли. (В. Фетисов.) 5. Я увидел на стекле три капли дождя. 6. У папы три капли упали со шляпы. (В. Левин.)
4.Закрепление полученных знаний. Отработка практических умений и навыков.
А). Проверочная работа.
Цель работы — проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.
I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1. Веселые отблески огня играли на стекле.
2. На печке два мальчика сладко посапывали.
3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.
4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
5. Сырой туман висел над рекой.
(По Л. Ворон ковой.)
П. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
2. Они вывели бычка на улицу.
3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
4. Дед бережно вынул из конверта письмо.
5. Она босиком побежит по свежей траве.
(По Л. Воронковой.)
Контрольный листок учителя: I. 1,3, 5; II. 2, 5.
5. Работа с учебником.
-чтение и заучивание правила на стр. 61-62.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
-Что называется подлежащим?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
-Какие члены предложения, кроме подлежащего, могут быть в предложении?