ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИС.ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
Члены простого предложения (с?йлем м?шелері):
–подлежащее;
–сказуемое;
1. Подлежащее (бастауыш)-это главный член предложения (с?йлемні? т?рлаулы м?шесі), обозначает предмет (зат) и лицо (адам,жануар ж?не т.б.) и отвечает на вопросы: кто? и что?, подчеркивается одной чертой ( бір сызы?пен).
2. Способы выражения подлежащего
Способы выражения
Примеры
1.Имя существительное в именительном падеже
Густо пошел снег.
2.Местоимение в именительном падеже
Я ехал вечером один.
3.Неопределенная форма глагола
Охранять природу-значит охранять Родину.
4.Фразеологизмы
В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование
Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный путь.
6.Синтаксически цельное словосочетание
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Главные члены предложения. Подлежащее»
Синтаксис.Члены предложения.Подлежащее.
Задание№1
Найти и объяснить способы выражения подлежащего.
Примеры
Объяснение
1.Стояла хорошая погода.
1.Погода-имя существительное.
2.Учиться всегда пригодится.
2.
3.Вошедший сел на табурет.
3.
4.На улицу вышли от мала до велика.
4.
5.Мы ехали медленно.
5.
6.Мы с с друзьями остались в школе.
6.
7.Столовая находится на первом этаже.
7.
8. «Титаник» затонул в 1912 году.
8.
9.Три делится на три.
9.
10.Где-то раздалось чье-то ау.
10.
Задание№2
Дополнить ряды подлежащего.
Кто?
Что?
Люди:...........................................
Предмет:.........................................
Молодежь:........................................
Явления:........................................
Животные:.......................................
Собственные наименования:...............................................
Звери:........................................
Географические названия:....................................................
Птицы:.............................................
Абстрактные понятия:................................................................
Насекомые:...............................
Рыбы:.........................................