- Прочитайте слова, где были пропущены буквы. Какие это орфограммы? Как проверить написание слов?
- Прочитайте предложения с пропущенными знаками препинания. Объясните постановку знаков препинания.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока записана на доске. Поставьте себе цель согласно записанному.
Работа над темой урока.
Грамматическое лото, (в карточку вписать только гласную корня)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Отварить картофель, отворить дверь, примерить новый костюм, примирить поссорившихся, посидеть на скамейке, поседеть в тридцать лет, промышленность развивается, флаг развевается, навивать проволоку, навевать скуку, разредить посевы, разрядить обстановку, завизировать документы, завязать шнурок.
Проверка работы с объяснением и подбором проверочных слов.
Словарный диктант.
Свеча нагорела, румяная заря, коснуться в разговоре, отклониться от курса, приложить усилия, вымокнуть под дождём, помакать сухарь в чай, сравняться по успехам, выровнять дорожку, вырастить росток, замирать от восторга.
- На какие правила эти слова?
Работа по таблицам Т. Я. Фроловой.
Составление кластера.
Зависят от а (е, и); лож-лаг, кос-кас)
Зависят от ударения (зор-зар, гор-
гар, клон-клан, твор-твар)
Чередующиеся гласные
Зависят от следующей за корнем буквы (раст, ранд, рос; имеются исключения)
Зависят от лексического значения слова (мак-мок, равн-ровн)
Закрепление.
Св…ла гнездышко, св…ла по лестнице; разв…вающийся флаг, разв…вающийся ребенок; пот…рал руки, пот…рял перчатки; б…чевать баржу, б…чевать пороки; свеча наг…рела, разг…рался день,румяная з…ря, лицо оз…рилось, вспыхивали з…рницы,к…сались ветвями, легкое прик…сновение, укл…нился от курса, прекл…нили головы, предпол…гаемый ответ, эмоционально изл…жить, пром…кательная бумага, вым…кать все чернила, пром…чить ноги, м…кать хлеб в молоко, выр…внять дорожки, сравняться по успехам.
V. Работа с текстом. (Текст распечатан и роздан)
1. Очень сильно мело. 2. Четыре мрачных и страшных пушки уже заносило снегом, и на дулах и у замков начало наметать гребешки. 3. Кружило и вертело, и капитан тыкался в холодном визге метели, как слепой. 4. Так в слепоте он долго возился, пока не снял на ощупь, в снежной тьме первый замок. 5. Хотел бросить его в колодец за сторожкой, но раздумал и вернулся в сторожку. 6. Выходил ещё три раза и все четыре замка с орудий снял и спрятал в люк под полом, где лежала картошка. 7. Затем ушёл в тьму, предварительно задув лампу. 8. Часа два он шёл, утопая в снегу, совершенно невидимый и тёмный, и дошёл до шоссе, ведущего в Город.
- Какое предложение осложнено обособленным обстоятельством?
- Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
- Найдите в тексте безличное предложение.
- В каком предложении употреблено разговорное слово?
VI. Домашнее задание.
Составить словарный диктант на повторенное правило из 20 слов. Написать сочинение-миниатюру "Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах" (Плутарх).