1. Определение задач урока: что мы знаем из того, о чем говорит название темы в учебнике. Что повторим?
2. Словарное слово КОЛЛЕКЦИЯ (У. № 1; Т.1)
3. Упражнение 1. Процедура образования существительных от основ глаголов (отказать – отказ, отварить – отвар, скрип, корм, смотр, укор, пляс, плата, умора, крик) позволяет сделать очевидным состав глаголов (дети, каждый раз образовывая отглагольное существительное, непроизвольно усекают глагольный суффикс вместе с формообразующим суффиксом «-ть-»), а также частично повторить состав существительных (то, что у образовавшихся слов м.р. – нулевое окончание, а у слов ж.р. – на розовом фоне – окончание «-а»).
Один из примеров словообразования (кричать – крик) напомнит учащимся о возможном чередовании согласных в корне. В результате выполнения упражнения должна обнаружиться
общая для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных).
4. Упражнение 2. Цель этого упражнения – также работать с составом слов (сначала школьники разбирают слова по составу по образцу, данному в первом слове и, по сути, в двух следующих за ним словах; затем они письменно производят процедуру словообразования, наблюдая, усекался или нет выделенный ими до этого глагольный суффикс); обратить внимание на общий для всех образованных слов суффикс «-лив-», в котором гласный находится под ударением. Это – пропедевтика следующего упражнения, в котором гласный в суффиксе «-лив-» в разных словах будет стоять и в ударной, и в безударной позициях.