способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-знать, что такое чередование,
- уметь распознавать слова с чередующимися корнями ,
-уметь правильно выбирать условия написания чередующихся гласных.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-знать, что такое чередование,
- уметь распознавать слова с чередующимися корнями ,
-уметь правильно выбирать условия написания чередующихся гласных.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, внимательных и сосредоточенных.
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)
Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
Как называются части слова? (Морфемы).
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с-).
Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
Вы хотите расширить свои знания о корне? (Да.)
Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
И все? (Нет).
Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
Анализируя его выполнение, выясним, чего не знаем.
Выясним причину затруднения: чего не знаем для выполнения задания.
Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на –з-(-с)» и обозначают ее графически.
(Бесшумный – в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).
(Безвкусный – на конце приставки пишем з, т, к. корень начинается на звонкую в. Так комментируется каждое слово)
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Приставки на -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)
Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (Материал усвоен на достаточном уровне)
Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на –з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне словпредложение и прилагательное).
Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).
Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)
Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)
В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописании безударных гласных в корнях с чередующимися согласными –лаг-, -лож-)
Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Как называются эти слова? (Однокоренными).
-Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях –лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях).
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
Уточнение и согласование темы урока.
Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях –лаг-, -лож-).
Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-).
Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
Реализация построения проекта.
Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
Организация фиксации нового способа действия в речи.
Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
Организация фиксации преодоления затруднения.
Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Располагать
Расположить
Излагать
Изложить
Прилагать
Приложить
Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).
Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)
Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
Какая буква пишется перед буквой Г? (а).
Перед Ж? (о)
Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).
Сколько способов проверки мы выделили? (Два).
Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)
Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: лага –лож (нет а).
Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А – перед Г и далее следует суффикс А).
Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
(Воспользуемся эталоном).
(В слове предположение нужно вставитm букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А)
Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях –лаг-. –лож-).
Первичное закрепление во внешней речи.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– фронтально
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца.
1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).
2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).
- Продолжаем самостоятельно.
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (В случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия. (В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
Вы уверены в своих умениях? (Да).
Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О в первых пяти предложениях из упр № 265 «Дидактических материалов к учебнику». Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу … минут.
… минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: лага – лож (нет а).
1. На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).
2. По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).
3. В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке. (В корне А перед Г есть суффикс А) И т. д.
Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
Включение в систему знаний и повторение.
Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в безударных корнях –лаг-, -лож-).
К какой группе гласных можно применить прием проверки гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-? ( К чередующимся).
Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.
Предл…гал выгуливать собаку.
Принять предл…жение из-за болезни.
Прол…жить в снегу тропинку.
Разл…жить на столе учебники.
Выр…щенный цветок.
На доске: лага – лож (нет а)
Проведите самопроверку по эталону.
Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку
Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.
-Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень –ращ- нашим правилом? (Нет)
- Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Рефлексия учебной деятельности.
Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организация обсуждения и записи домашнего задания.
Чему был посвящен урок? (Правописанию беударных гласных в корнях –лаг-, -лож-).
В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А).
Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
!!!
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71.
Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.
Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».
Задания для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время.
Оцените учебную деятельность класса.
Спасибо, я вами довольна.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Написание –н-, -нн- в прилагательных.
Цели:
Образовательные: Организовать работу по закреплению правил правописания -н -, -нн – в прилагательных.
Отвечают на вопросы, записывают, обозначают, проверяют.
3.Закрепление темы.
Индивидуальная работа.
Самоконтроль и самооценка
Игра
Целеполагание
Физкультминутка
1.Запись и анализ предложений.
Лесные дороги пустынны. Под ногами трещит тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкает серебряная талая вода. Задание: графически объяснить знаки препинания во 2 предложении, обозначить суффиксы прилагательных.
Физкультминутка
2.Образование прилагательных. Игра «Кто быстрее»: пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, хлеб из ржи, ограда из камня…
3. Записать прилагательные и подобрать к ним существительные: лебединая (песня), пчелиный (мёд)…
Помогает уч-ся.
Проводит физкультминутку.
Диктует предложения.
Проводит физкультминутку
Читает словосочетания
Формулируют цель, выполняют упр- я.
Выполняют физкультминутку
Записывают, обозначают, подбирают существительные
4.Диагностика усвоения.
Диктант.
Работа в парах.
Целеполагание
Диктант «Проверяю себя». Задание: выделить суффиксы прилагательных (Текст см. в конверте)