Цели - дать понятие о частице как о служебной части речи; сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Частица как служебная часть речи»
Конструирование современного урока русского языка в контексте ФГОС.
Методическая разработка
урока русского языка
в 7 классе.
Тема: «Частица как служебная часть речи».
Работа учителя русского языка и литературы
МБОУ Яминской СШ
Маргушиной Л. А.
2013 г.
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Частица как служебная часть речи».
Цели урока:
Познавательные:
дать понятие о частице как о служебной части речи;
сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.
Развивающие:
развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых.
Воспитательные:
воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева, репродукции картин И. Левитана, И.Шишкина, К.Юона.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: интерактивная доска, компьютерные презентации.
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский, метод вынужденного предположения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции;
умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.
Метапредметные:
умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;
умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные:
умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Цель: актуализация ранее полученных знаний.
Задача: подготовка учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.
Деятельность учащихся:
разгадывание лингвистической загадки о предлоге и союзе;
оформление знаний о предлоге и союзе в виде таблицы (слайд-помощник)
проверка выполнения задания (работа с интерактивной доской)
формулирование темы, целей и задач урока.
Деятельность учителя:
вовлечение учащихся в учебный процесс;
представление визитной карточки урока.
Учитель (после приветствия).
- Любите ли вы, ребята, разгадывать лингвистические загадки? Почему? (Интересно; возможность проверить знания и т. п.).
Отгадайте лингвистическую загадку.
Их не так уж много в языке,
Но без них не обойтись нигде:
В словосочетании – они,
Да и в предложении нужны!
(Предлоги, союзы)
Учитель.
- А что вы знаете о предлогах и союзах? (Это служебные части речи).
- Представьте свои знания о предлогах и союзах в виде таблицы. При затруднении обращайтесь к слайду-помощнику. (Компьютерная презентация).
(Проверка задания – на интерактивной доске).
Служебные части речи и их функции.
Предлог
Союз
Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении
Связывает однородные члены, части ССП и СПП
Учитель.
- Есть ли еще части речи, выполняющие служебные функции? (Частицы).
- Какие частицы вам известны? (Не, ни, бы…).
- А хотели бы вы узнать о частицах больше? (Да).
- Внесем в нашу таблицу еще одну графу.
Предлог
Союз
Частица
Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении
Связывает однородные члены, части ССП и СПП
?
-Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Частица как служебная часть речи).
-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать частицу от других служебных частей речи).
-А что нам поможет в этом? (Знание функций частиц).
-Какова же задача нашего урока? (Познакомиться с функциями частиц).
Учитель.
- Сегодня нам будет помогать русский писатель И. С. Тургенев. Какие его произведения вам запомнились и почему? (На экране – иллюстрации к произведениям И. С. Тургенева).
- Иллюстрации к каким произведениям здесь представлены? («Бежин луг», «Муму»).
- Чем нам дорог писатель? (Мастерством в изображении жизни, природы, мира детства, безграничной любовью к русскому языку). (Зачитывают и комментируют высказывание Тургенева о русском языке).
Учитель представляет визитную карточку урока:
- Чтобы добиться целей урока и решить его задачи, мы поработаем с небольшим текстом, затем, используя материалы учебника, проведем мини-исследование, главным этапом будет групповаяисследовательская работа на основе текстов из произведений И. С. Тургенева, наконец, вы сможете попробовать свои силы в творческойдеятельности.
II этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.
Цель: повторить изученный материал.
Задача: подготовить учащихся к восприятию новых знаний.
Деятельность учащихся:
работа с иллюстрациями;
работа с текстом (проверка – интерактивная доска);
работа с толковым словарем; разбор по составу, мини-исследование на основе материала учебника.
Деятельность учителя:
создание развивающей учебной среды, проблемной ситуации;
консультирование учеников в ходе самостоятельной работы.
Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. (Текст на интердоске).
Картины природы созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение, и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том что бы, вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.
(Проверка и объяснение).
Картины природы, созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том, чтобы вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.
Учитель.
- Как вы понимаете значение слова «гармония»? (Работа с толковым словарем).
Подберите однокоренные слова, разберите их по составу, составьте словосочетания. (Гармоничный (мир); гармонировать (с интерьером); гармонирующий (с деталями костюма); гармонируя (с настроением); гармонично (вписывался).
Учитель (создание проблемной ситуации).
- Определите морфологическую принадлежность слова «и» из последнего предложения. (Союз или иная частьречи?)
Учитель.
- Чтобы решить проблему, предлагаю провести мини-исследование, используя материалы учебника (стр. 207-208).
Учащиеся выясняют, что «и» в данном предложении выполняет функцию усиления, а значит, является частицей.
Физминутка.
III этап. Практикум.
Цель: научить определять частицы по их функции в тексте на основе учебника и памятки.
Задача: провести лингвистическое исследование текста.
Деятельность учащихся:
групповая исследовательская работа по выявлению роли частиц в текстах.
Деятельность учителя:
организация педагогической поддержки учащихся в ходе исследовательской работы.
Учитель.
- Вы уже убедились, что без знания функций служебных частей речи не обойтись. Именно эти знания помогут вам в лингвистическом исследовании. Проводя его, опирайтесь на материал учебника по данной теме и памятку. Успеха вам в работе! (Учитель выполняет функцию организатора иконсультанта).
При исследовании используется памятка «Частица как часть речи».
Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
Слово служит:
а) для образования наклонений глагола (повелительного или сослагательного);
или
б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;
или
в) для выражения различных смысловых оттенков (усиление, восклицание, вопрос, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание).
ЗНАЧИТ, ЭТО ЧАСТИЦА.
I группа. Отрывок из повести И. С. Тургенева «Лес и степь».
А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…
Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!..
II группа. Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.
III группа – стихотворение И. С. Тургенева «Вариации».
День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи.
А в лесу в полусветную тень
Так светло западали лучи;
Как роскошно струилась река !
Как легко трепетали листы !
Как блаженно неслись облака !
Как светло улыбалася ты.
Задание для исследования.
Выразительно прочитайте текст.
Какая картина рисуется в вашем воображении?
Какое настроение выражено в тексте?
Какую картину вы бы выбрали в качестве иллюстрации к тургеневскому пейзажу? Почему?
Есть ли в тексте частицы? Докажите правильность своей гипотезы.
Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?
Сделайте вывод о роли частиц.
При ответе на четвертый вопрос используется слайд с репродукциямикартин И.Левитана, И.Шишкина.
После выступления групп – подведение итогов исследовательской деятельности.
Что общего в текстах? (Тема природы, идея восхищения гармонией мира и человека).
Какова же роль частиц в данных текстах?
Выводы.
Частицы выполняют различные функции, выражая
- указание (вон, вот);
- восклицание (как);
- усиление (же);
- выделение (почти);
- отрицание (не),
что служит средством усиления эмоционального фона текста, экспрессивности речи.
Без частиц текст теряет часть своих красок, становится невыразительным.
Частицы помогли И. С. Тургеневу нарисовать светлый, радостный, гармоничный мир природы.
Учитель.
- Обратимся к таблице, составленной в начале урока. Можете ли вы заполнить третью графу? (Заполняют).
Предлог
Союз
Частица
Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении
Связывает однородные члены, части ССП и СПП
Служит для выражения различных смысловых оттенков и образования наклонений глагола
Учитель.
- С частицами, служащими для образования наклонений глагола, мы подробнее познакомимся на следующем уроке.
IV этап. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Цель: применить полученные знания в творческой работе.
Задача: описать картину с использованием частиц в соответствии с их функцией.
Деятельность учащихся: заоч
заочная экскурсия по картинной галерее;
написание мини-сочинения по картине с использованием частиц.
Деятельность учителя:
создание условия для творческой деятельности учащихся.
Учитель.
- Ребята! Захотелось ли вам после знакомства с тургеневскими шедеврами тоже стать творцом, чтобы изобразить удивительный мир природы? ( Да.)
- Прежде, чем мы займемся творчеством, предлагаю вам посетить картинную галерею. Нашим гидом сегодня будет…
Гид.
- Мы находимся в зале, где представлены полотна русского художника, автора портретов, жанровых картин, великолепных пейзажей, - Константина Федоровича Юона (1875-1958г.).
- Художник изобразил разные времена года. Когда смотришь на картину «Майское утро. Соловьиное место», невольно вспоминаешь лирические строки Плещеева: «И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят соловьи, зазвучат их влюбленные трели».
- Обратите внимание на работу « Августовский вечер. Последний луч». Необыкновенная атмосфера домашнего уюта: самовар, роскошный букет… Прощальный солнечный луч скользит по полу, напоминая, что завтра будет новый день.
- Картина «Русская зима» принадлежит к числу самых известных произведений Юона. Художник воспел гармонию природы и человека.
Учитель.
- Сегодняшний снежный пейзаж за окном напоминает пейзаж, изображенный на картине.
Задание. Используя восклицательные частицы: как, вот так, что за, ну и напишите мини-сочинение или составьте предложения по картине Юона «Русская зима».
Чтение нескольких работ, рецензирование. (Чье творчество произвело большее впечатление и почему?)
Вот так чудо свершила зима, все пуховым накрыв одеялом! Что за прелесть этот заснеженный лес! Ну и счастья у ребятишек! (Как прекрасна русская природа!)
Vэтап. Подведение итогов, домашнее задание.
Цель: подвести итоги урока, разъяснить домашнее задание, выяснить отношение учащихся к уроку и его результатам.
Задача: выявить уровень самоконтроля учащихся, причины их затруднений в решении учебных задач.
Деятельность учащихся:
выявление соответствия целей и задач урока его результативности, самоконтроль.
Деятельность учителя:
организация рефлексии; комментирование оценок, объяснение домашнего задания.
Учитель.
- Из лежащих на столе смайликов выберите тот, который наиболее соответствует вашему настроению. (Дети выбирают).
- Как много улыбок! А это мое настроение! Мне было приятно сегодня работать с вами!
- Подведем итоги нашего сотрудничества, обратившись к целям и задачам урока. (Слайд).
- Выполнили ли мы поставленные цели и задачи? (Да.)
- Что вам больше всего понравилось на уроке? (Экскурсия по картинной галерее, исследовательская работа и т.п.)
- Ваш самый большой успех сегодня? (сумел аргументировать гипотезу, удалось мини-сочинение, составил таблицу без слайда-помощника и т. п.)
- Какие трудности встретились? (Было трудно находить частицы в тексте, описывать картину, используя частицы, делать выводы и т. п.)
- Смогли ли вы их преодолеть? (Да.)
- Что помогло (помешало) это сделать? (Помогли учитель, одноклассники, памятка, учебник).