kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Частица как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Частица как часть речи". Урок в 7 классе. Урок сопровождается презентацией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи»


Тема урока: Частица как часть речи

Класс: 7

Цели:

1. познакомить с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста,

2. учить отличать частицу от других частей речи

3. повторить правописание не с различными частями речи


Ход урока

Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка

А. Н. Толстой

  1. Слово учителя

Начнем урок с проверки домашнего задания. Дома вам нужно было повторить орфограмму «Правописание не с разными частями речи». Эта орфограмма является камнем преткновения в русском языке (серьезное препятствие, затруднение, возникающее при выполнении какого-либо дела). Выражение взято из Библии: камень преткновения – это камень, положенный Богом, о него претыкались, т.е. спотыкались неверующие).


  1. Словарный объяснительный диктант

Нездоровится; неблизкий путь; идет не спеша; задача не решена; не высокий, а низкий забор; вовсе не легкий урок; не хотелось спать; не хватает места, недорогой костюм; дверь не заперта; не у кого спросить; нелепый поступок; непрочитанная книга; неуклюжий медведь; говорить не умолкая.


  1. Ребята, обратите внимание на эпиграф урока. Вязь – соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Проникая в «невидимую сеть русского языка» мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере употребления частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть речи. Наша цель познакомиться с этой частью речи. Попробуйте сами сформулировать с помощью слов-подсказок задачи урока.


Познакомиться

Научиться

Знать


  1. Сообщение ученицы о частицах.

Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин
 частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.




  1. Самостоятельное изучение параграфа 62


  1. Вопросы:

- Что такое частица?

- Какие разряды частиц по значению выделяют? Работа с таблицей

Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

Разряды частиц

1. СМЫСЛОВЫЕ

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!  

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а  всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

2. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ

ОБРАЗУЮТ УСЛ. И ПОВЕЛИТ. НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГ, СТ.СРАВНЕНИЯ ПРИЛ. И НАРЕЧИЙ

Бы, давай, давайте, пусть, пускай, более, менее

Давай-ка мне скорее эту книгу.

Да здравствует солнце! Да скроется тьма!


7. Работа с текстом

- Ребята, сейчас мы послушаем текст Н. Сладкова, попробуем в нем найти частицы и определить их функцию в тексте.

Чтение по ролям текста Н. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»


Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.


8. Вопросы и задания:

Послушайте текст. Понравился ли он вам? Чем?
Определите стиль. Дайте обоснование (неофициальность, неподготовленность, диалог, разговорные слова…).

Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот еще – лесная мышь!

В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно и емко показать отношения собеседников?

Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

(обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы)


9. Место частиц в предложении

Частицы могут путешествовать по предложению, но их место все-таки строго определено.

Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к разным разрядам.

Чемпион – (фран) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны, какого-нибудь региона, мира.

2. Животное, занявшее I место на выставке, соревнованиях.

Я не чемпион (отрицание)

Именно я чемпион (уточнение)

Неужели я чемпион?(вопрос)

Я все-таки чемпион (усиление)

Даже я чемпион (усиление)

- Какое место занимает частица в предложении? (Частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словосочетание или словом, которое важно для автора)


10. Закрепление материала

Выборочный диктант. Выписать из текста частицы

К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки. Всего в мире живут почти 1700 видов грызунов.

Белка- грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины, как все туловище. Полезен ли красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и балансировать (сохранять равновесие) на тонких ветвях. Уже в начале осени белка запасает на зиму жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше: на месте тайника вырастут деревья.


- Определите стиль отрывка


Восстановительный диктант. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами 

В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка, которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно-рыжего, … коричневого цвета. Малышка была пугливая. … услышит малейший шорох, сразу прячется.

«…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои друзья», - ответил мне Петька.


Слова для справок: даже, почти, неужели, же, лишь,


- Определите стиль отрывка

- Составьте схему 1-го предложения.

- Объясните орфограммы: темно-рыжего, возиться

- Объясните пунктограммы в последнем и предпоследнем предложениях



11. Слово учителя

Как вы поняли, частицы широко употребляются в текстах разных стилей. Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

12. Рефлексия

– О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В чём отличие частиц от других служебных частей речи?
– Какова роль частиц в тексте?
– Давайте вернёмся к постановке нашей цели. Достигли ли мы её?

- Скажите ваше мнение об уроке

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
мне захотелось… 

13. Домашнее задание (на выбор):

1) Выписать 6 предложений с частицами из басен И. Крылова.

2) Сочинить грамматическую сказку «Жила – была частица…»






















Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.












Частицы

Урок-исследование

7 класс

Цели:

1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.

2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.

3. Повторить правописание частицы не с различными частями речи.

Оборудование: плакаты с текстами, магнитофон, микросхемы, таблица, рисунки, таблица со словарным словом.

Эпиграф (на доске):

«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка».

(А.Н. Толстой)

ХОД УРОКА

I. Повторение

В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частиц, целью первого этапа урока и первого задания будет закрепление правописания не с разными частями речи.
У доски работает один ученик, аналогичное задание с использованием перфокарт выполняют четверо других учеников.

Говорить неискренне, не приехать вовремя, ничуть не удивившись, никого не увидевший, неравнодушный, никому не сделавший добра, не интересуясь чужой жизнью.

Сравните морфемы:  (дееприч.), -  (прич.).

Какое значение придает частица не?

Следующее задание: сделайте синтаксический разбор предложения.

Человек, не умеющий понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить окружающим.

Микросхемы:

II. Объяснение нового материала

Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку.
Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере использования частиц, а именно – частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть речи. Наша задача – понять, какую роль играют частицы в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции.

1. Разряды частиц

Знакомство с таблицей, составленной на основе материала словаря-справочника лингвистических терминов (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

По значению выделяются:

1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи:

  • неопределенные: кое, либо, нибудь, то (первая выступает в функции приставки, остальные являются суффиксами);

  • ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.;

  • указательные: вон, вот, это;

  • усилительные: даже, же, и, уж и др.;

  • уточнительные: именно, как раз, ровно и т.д.;

  • вопросительные: ли, разве, неужели, ужели;

  • отрицательные: не, ни;

  • модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.;

  • обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол;

2) частицы, вносящие в речь эмоционально-экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.;

3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.

Вопросы для анализа

На какие группы делятся частицы?
Отметьте наиболее употребительные. В каких стилях речи они встречаются?
 
Какие частицы используются редко?

2. Работа с текстом

Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо написан на бумаге).

Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
– Неужели дятел?
– Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
– Так ты птица-осоед.
– Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
– Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
– Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
– Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
– Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
– Хорошо! Тогда ты кошка!
– Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
– Ладно, ты – цапля.
– Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
– Точно, куница!
– Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
– Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Вопросы и задания

Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.
Определите стиль. Дайте обоснование.
Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот еще – лесная мышь!

В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно и емко показать отношения собеседников?
Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.
Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?
Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

3. Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:

Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.

Какие значения придают частицы словам и предложению?

4. Лингвистический эксперимент

На доску спроецирован (можно использовать плакат) текст, на котором есть пропуски-карманчики.

ЗаданиеПрочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)

... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.

... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!

Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте.

5. Научное исследование лингвистической проблемы

Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду (желательно использовать «тихий фон» – музыку):

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

6. Делаем вывод

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

7. Прослушивание магнитофонной записи

Знакомство с миниатюрой Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».

Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.
Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль. 
А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала!
Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!
– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква?
– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы мечтает,
Ли сомневается,
Же утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

III. Домашнее задание

Cоставьте «дивной вязью» сочинение-миниатюру о частицах.

 































































1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».

2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»











Урок русского языка для 7 класса.



Необходимое оборудование

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Экран.

  3. Интерактивная доска.


Частица как часть речи.

Цели.

1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.

2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

Слайд № 1.

1. Орг. момент.


2. Объяснение нового материала.

а) На какие группы делятся все части речи?

б) С какими служебными частями речи мы уже познакомились?

Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1 (по ссылке к презентации «Частица»,)

Слайд № 2

4. Закрепление.

1) Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица-осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты кошка!

Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты – цапля.

Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.



Слайд № 3

Вопросы и задания

  • Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?

  • Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.

  • Определите стиль.

  • Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.

  • Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?

  • Признаком, какого стиля является употребление частицы в данном контексте?

  • Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

Слайд № 4

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и к собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Слайд № 5

Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)

Варианты, предложенные учащимися:


Я не чемпион.

Именно я чемпион.

Неужели я чемпион?!

Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.


Какие значения придают частицы словам и предложению?


3) Лингвистический эксперимент

На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.

Слайд № 6

Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)


... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.


... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!


Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).

Сделайте вывод о роли частиц в тексте.

Слайд № 7, 8.

4) Научное исследование лингвистической проблемы


Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду :


Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.


Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

Слайд № 9

5) Делаем вывод

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?


Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

Слайд № 10.

Слайд № 11.

Домашнее задание.

§ 62, упр. 359 ( по учебнику «РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС»

под редакцией М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.

Москва, «Просвещение», 2006 г.)

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Частицы заключите в прямоугольники. Какие из них вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания?



Урок русского языка в 7 классе по теме

«Частица как часть речи»

Цели урока:

1. Показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.

2. Познакомить с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления; выразительное чтение предложений с частицами.

3. Воспитывать любовь к родному языку.


Ход урока:

1. Оргмомент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Повторение изученного:

- Что объединяет все служебные части речи в одну группу? (Они не имеют лексического значения, выполняют служебные функции, не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, не являются членами предложения)

- Какие части речи обладают всеми этими признаками и тем самым отличаются от служебных? (Самостоятельные)

- С какими служебными частями речи вы уже хорошо знакомы? (Предлог и союз)

- Чем отличается предлог от союза? Приведите примеры.

- Выполним задание на повторение изученного по данной теме. Внимание на слайд. Перед вами текст, который мы должны немного откорректировать. В каждом предложении из слов, выделенных жирным шрифтом, необходимо оставить только те, которые здесь действительно имеют место и убрать лишнее.

Служебные части речи – это предлог, наречие, союз, частица, местоимение. Служебные части речи изменяются, не изменяются. К служебным частям речи можно, нельзя поставить вопрос. Служебные части речи являются, не являются членами предложения. Союзы, предлоги бывают производные, непризводные. Предлоги выражают грамматическое, лексическое значение. Предлоги, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Предлог связывает слова, предложения.

Мы кратко повторили то, что знаем уже про служебные части речи. Сегодняшний наш урок посвящен знакомству с еще одной служебной частью речи, которая называется частица. Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Частица как часть речи».

Сегодня на уроке мы познакомимся с такой служебной частью речи как частица. Посмотрим, чем она отличается от других служебных частей речи, нам уже хорошо знакомых, посмотрим, какую роль играет она в тексте, как обогащает нашу речь.

3. Объяснение нового матерьяла. Перед вами на листочках текст. Посмотрите на него внимательно. Это обычный текст? О чем говорит то, что каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире? (Это диалог). Прочитайте его про себя, а потом будем читать как диалог.

Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я поела бы еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.


- Итак, перед вами текст Н. Сладкова. Попробуйте его озаглавить. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это авторское название данного текста.

- В каком стиле написан текст? Почему? (Разговорный).

- Внимательно посмотрите на слова, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте с ними предложения. Ответьте на вопрос: это самостоятельные или служебные части речи? (Это служебные части речи, так как они не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос).

- Это могут быть предлоги? (Нет, они не связывают слова?)

- Может это союзы? (Нет, они не связывают предложения)

- Перед нами новая служебная часть речи, которая называется частица.

- Давайте еще раз посмотрим на частицы и попробуем определить их роль в предложении и в целом в тексте. Для чего они служат? (Они вносят различные оттенки в предложение: вопрос, уточнение, усиление и т. д.). О значении частиц мы поговорим на следующем уроке подробнее.

- Обратите внимание на некоторые выделенные жирным шрифтом частицы, с которыми вы уже давно знакомы и должны без труда определить их роль в предложении (бы – служит для образования условного наклонения, не – служит для отрицания).

- Смотрим на слайд и читаем правило в учебнике на стр. 164.

- Хочется отметить, что частицы – это сравнительно молодая часть речи, в русском языке их не так много, но употребляться они могут в различных стилях речи. Как вы думаете, в каком стиле чаще всего? (В разговорном, так как в условиях общения нужно не только передать определенную информацию, но и выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль очень хорошо выполняют частицы.)

- Со значением некоторых часто распространенных частиц мы сейчас познакомимся по рабочей тетради. Стр 66. Выполним задания 2 и 11.

- Мы доказали, что значение частиц очень велико. Без них в речи практически не обойтись.

- Попробуем убедиться в этом еще раз на примерах учебника. Упр. 357. Читаем предложения, называем частицы, определяем их роль в предложении.

- Выписать в тетрадь предложение 3, разобрать по членам. Подчеркнули ли слово именно? Можно ли частицу переставить в другое место? (Нет, нельзя, так как она усиливает смысл слова он, поэтому должна стоять перед ним. Она уточняет, подчеркивает смысл подлежащего – кто же был чемпионом).

- Еще один вывод: частицы не являются членами предложения.


Словарная работа. Обратим внимание на словарное слово. Это слово чемпион. Дайте его толкование. На слайде запись из толкового словаря. В вашем классе тоже есть чемпионы районного и областного уровня в различных видах спорта: футболе, лыжах и т. д. Сейчас очень часто употребляются словосочетания филологический чемпионат, исторический чемпионат, в которых вы тоже принимаете участие, но это слово все - таки чаще является синонимом к слову спортсмен.

4. Обобщение. Сейчас попробуем обобщить все, что мы узнали о частице, о ее роли в тексте и разобраться, что общего имеют частицы с другими служебными частями речи и чем от них отличаются.

Внимание на слайд. Делается вывод.

5. Закрепление.

- Прочитайте текст на слайде, попробуйте дополнить его частицами.

А вот у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица – поганка? Поганка да еще и рогатая. И птичка – завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Названия – прозвища лучше всего!

Вывод: частицы внесли в текст дополнительный оттенок. Они сделали его более эмоциональным, насыщенным и выразительным.

- Хочется отметить, что частицы, как и предлоги и союзы, имеют созвучных себе в других частях речи, с которыми их ни в коем случае нельзя путать.

Перед вами 2 предложения. Вы должны подумать и ответить, в каком предложении слово просто является частицей, а в каком нет.

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от яркой вспышки света.

(В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как? просто), в предложении является обстоятельством, это наречие; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого – это частица.

Задание: составить и записать 2 предложения, в одном из которых употреблена частица пускай, а в другом да является другой частью речи – пускай. (Если затрудняются, упр. 363 в помощь)

- Многие русские писатели и поэты используют частицы в своем творчестве.

Перед вами отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. На парте один листочек на двоих. Читаем вместе, ищем частицы, подчеркиваем их и думаем, какую роль играют частицы в художественном тексте?

1. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

2. Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"

3. У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

4. Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

5. Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

- Частицы играют огромную роль в художественном тексте. Они выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно – художественного содержания.

- Подведение итогов урока:

- С какой служебной частью речи познакомились?

- Что общего она имеет с предлогами и союзами?

- Чем отличается?

- В каких стилях речи употребляется? С какой целью?

- Составьте по одному предложению, используя любую частицу, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку.

Домашнее задание: 1) Выписать по 6 предложений с частицами из басен И. Крылова.

2) Сочинить грамматическую сказку «Жила – была частица…»


Просмотр содержимого презентации
«Частица»

Частица как часть речи Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка А. Н. Толстой

Частица как часть речи

Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка

А. Н. Толстой

Вязь  — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста.

Вязь  — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста.

Познакомиться…  Учиться…  Знать…   На уроке

Познакомиться… Учиться… Знать…

На уроке

  Учёные-языковеды А. А. Шахматов Л. В. Щерба  В. В. Виноградов А. В. Добиаш

 

Учёные-языковеды

А. А. Шахматов

Л. В. Щерба

В. В. Виноградов

А. В. Добиаш

Частица – это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам или служит для образования форм слова. частицы формообразующие смысловые Вопрос, восклицание, указание,  отрицание, усиление,сомнение, уточненение, ограничение др.

Частица – это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам или служит для образования форм слова.

частицы

формообразующие

смысловые

Вопрос, восклицание, указание,

отрицание, усиление,сомнение,

уточненение, ограничение др.

дятел

дятел

птица-осоед

птица-осоед

дрозд

дрозд

лесная мышь

лесная мышь

кошка

кошка

цапля

цапля

куница

куница

свинья

свинья

белка

белка

Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. - Неужели дятел? - Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок. - Как раз гусениц и личинок любят дрозды. - Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. - Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. - Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. - Хорошо! Тогда ты кошка! - Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. - Ладно, ты – цапля. - Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. - Точно, куница! - Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. - Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! - Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
  • Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
  • - Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
  • - Неужели дятел?
  • - Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.
  • - Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
  • - Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
  • - Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
  • - Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
  • - Хорошо! Тогда ты кошка!
  • - Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
  • - Ладно, ты – цапля.
  • - Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
  • - Точно, куница!
  • - Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
  • - Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
  • - Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Сравните: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.  Вот еще – лесная мышь!

Сравните:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот еще – лесная мышь!

Лингвистический эксперимент   Я чемпион  Я не чемпион (отрицание) Именно я чемпион (уточнение) Неужели я чемпион?(вопрос) Даже я чемпион (усиление)

Лингвистический эксперимент

Я чемпион

Я не чемпион (отрицание)

Именно я чемпион (уточнение)

Неужели я чемпион?(вопрос)

Даже я чемпион (усиление)

Выписать из текста частицы К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки. Всего в мире живут почти 1700 видов грызунов. Белка- грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины, как все туловище. Полезен ли красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и балансировать (сохранять равновесие) на тонких ветвях. Уже в начале осени белка запасает на зиму жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше: на месте тайника вырастут деревья .

Выписать из текста частицы

К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки. Всего в мире живут почти 1700 видов грызунов.

Белка- грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины, как все туловище. Полезен ли красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и балансировать (сохранять равновесие) на тонких ветвях. Уже в начале осени белка запасает на зиму жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше: на месте тайника вырастут деревья .

Дополните текст частицами   В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка, которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно-рыжего, … коричневого цвета. Малышка была пугливая. … услышит малейший шорох, сразу прячется. «…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои друзья», - ответил мне Петька.

Дополните текст частицами 

В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка, которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно-рыжего, … коричневого цвета. Малышка была пугливая. … услышит малейший шорох, сразу прячется.

«…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои друзья», - ответил мне Петька.

Подведем итоги  сегодня я узнал…   было интересно…   было трудно…   я выполнял задания…   я понял, что…   теперь я могу…   я научился…   у меня получилось …   я смог…   меня удивило…   мне захотелось… 

Подведем итоги

сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  меня удивило…  мне захотелось… 

Домашнее задание (на выбор)   Выписать 6 предложений с частицами из басен И. А. Крылова.  2) Составить «дивной вязью» грамматическую сказку «Жила – была частица…»

Домашнее задание (на выбор)

  • Выписать 6 предложений с частицами из басен И. А. Крылова.

2) Составить «дивной вязью» грамматическую сказку «Жила – была частица…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Частица как часть речи

Автор: Юферева Нина Леонидовна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "chastitsa-kak-chast-riechi-urok-russkogho-iazyka-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418069876"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы. "
    ["seo_title"] => string(69) "tiema-uroka-chastitsa-kak-chast-riechi-formoobrazuiushchiie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "218838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433933248"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Частица как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(26) "chastitsa-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062124"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Частица как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(28) "chastitsa-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "219317"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434111120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства