Тема урока: Частица как часть речи
Класс: 7
Цели:
1. познакомить с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста,
2. учить отличать частицу от других частей речи
3. повторить правописание не с различными частями речи
Ход урока
Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка
А. Н. Толстой
Слово учителя
Начнем урок с проверки домашнего задания. Дома вам нужно было повторить орфограмму «Правописание не с разными частями речи». Эта орфограмма является камнем преткновения в русском языке (серьезное препятствие, затруднение, возникающее при выполнении какого-либо дела). Выражение взято из Библии: камень преткновения – это камень, положенный Богом, о него претыкались, т.е. спотыкались неверующие).
Словарный объяснительный диктант
Нездоровится; неблизкий путь; идет не спеша; задача не решена; не высокий, а низкий забор; вовсе не легкий урок; не хотелось спать; не хватает места, недорогой костюм; дверь не заперта; не у кого спросить; нелепый поступок; непрочитанная книга; неуклюжий медведь; говорить не умолкая.
Ребята, обратите внимание на эпиграф урока. Вязь – соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Проникая в «невидимую сеть русского языка» мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере употребления частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть речи. Наша цель познакомиться с этой частью речи. Попробуйте сами сформулировать с помощью слов-подсказок задачи урока.
Познакомиться
Научиться
Знать
Сообщение ученицы о частицах.
Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
Самостоятельное изучение параграфа 62
Вопросы:
- Что такое частица?
- Какие разряды частиц по значению выделяют? Работа с таблицей
Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.
Разряды частиц
1. СМЫСЛОВЫЕ |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса | Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли | Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций | Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто | Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события | Вот, вот и, вон, это | Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания | Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет | Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов | Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и | Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова | Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем | Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов | Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы | Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения | Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь | Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ | Будто, будто бы, словно | Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ | Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо | Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ | Якобы, мол, дескать, -де | Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
2. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ |
ОБРАЗУЮТ УСЛ. И ПОВЕЛИТ. НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГ, СТ.СРАВНЕНИЯ ПРИЛ. И НАРЕЧИЙ | Бы, давай, давайте, пусть, пускай, более, менее | Давай-ка мне скорее эту книгу. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! |
7. Работа с текстом
- Ребята, сейчас мы послушаем текст Н. Сладкова, попробуем в нем найти частицы и определить их функцию в тексте.
Чтение по ролям текста Н. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты кошка!
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
8. Вопросы и задания:
Послушайте текст. Понравился ли он вам? Чем?
Определите стиль. Дайте обоснование (неофициальность, неподготовленность, диалог, разговорные слова…).
Сравните два предложения:
Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот еще – лесная мышь!
В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно и емко показать отношения собеседников?
Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
(обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы)
9. Место частиц в предложении
Частицы могут путешествовать по предложению, но их место все-таки строго определено.
Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к разным разрядам.
Чемпион – (фран) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны, какого-нибудь региона, мира.
2. Животное, занявшее I место на выставке, соревнованиях.
Я не чемпион (отрицание)
Именно я чемпион (уточнение)
Неужели я чемпион?(вопрос)
Я все-таки чемпион (усиление)
Даже я чемпион (усиление)
- Какое место занимает частица в предложении? (Частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словосочетание или словом, которое важно для автора)
10. Закрепление материала
Выборочный диктант. Выписать из текста частицы
К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки. Всего в мире живут почти 1700 видов грызунов.
Белка- грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины, как все туловище. Полезен ли красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и балансировать (сохранять равновесие) на тонких ветвях. Уже в начале осени белка запасает на зиму жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше: на месте тайника вырастут деревья.
- Определите стиль отрывка
Восстановительный диктант. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами
В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка, которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно-рыжего, … коричневого цвета. Малышка была пугливая. … услышит малейший шорох, сразу прячется.
«…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои друзья», - ответил мне Петька.
Слова для справок: даже, почти, неужели, же, лишь,
- Определите стиль отрывка
- Составьте схему 1-го предложения.
- Объясните орфограммы: темно-рыжего, возиться
- Объясните пунктограммы в последнем и предпоследнем предложениях
11. Слово учителя
Как вы поняли, частицы широко употребляются в текстах разных стилей. Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
12. Рефлексия
– О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В чём отличие частиц от других служебных частей речи?
– Какова роль частиц в тексте?
– Давайте вернёмся к постановке нашей цели. Достигли ли мы её?
- Скажите ваше мнение об уроке
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
13. Домашнее задание (на выбор):
1) Выписать 6 предложений с частицами из басен И. Крылова.
2) Сочинить грамматическую сказку «Жила – была частица…»
Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты кошка!
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я ем еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Частицы Урок-исследование 7 класс Цели: 1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. 2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы. 3. Повторить правописание частицы не с различными частями речи. Оборудование: плакаты с текстами, магнитофон, микросхемы, таблица, рисунки, таблица со словарным словом. Эпиграф (на доске): «Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой) ХОД УРОКА I. Повторение В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частиц, целью первого этапа урока и первого задания будет закрепление правописания не с разными частями речи. У доски работает один ученик, аналогичное задание с использованием перфокарт выполняют четверо других учеников. Говорить неискренне, не приехать вовремя, ничуть не удивившись, никого не увидевший, неравнодушный, никому не сделавший добра, не интересуясь чужой жизнью. Сравните морфемы: (дееприч.), - (прич.). Какое значение придает частица не? Следующее задание: сделайте синтаксический разбор предложения. Человек, не умеющий понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить окружающим. Микросхемы: II. Объяснение нового материала Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку. Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере использования частиц, а именно – частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть речи. Наша задача – понять, какую роль играют частицы в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции. 1. Разряды частиц Знакомство с таблицей, составленной на основе материала словаря-справочника лингвистических терминов (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова). Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи: неопределенные: кое, либо, нибудь, то (первая выступает в функции приставки, остальные являются суффиксами); ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.; указательные: вон, вот, это; усилительные: даже, же, и, уж и др.; уточнительные: именно, как раз, ровно и т.д.; вопросительные: ли, разве, неужели, ужели; отрицательные: не, ни; модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.; обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол; 2) частицы, вносящие в речь эмоционально-экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.; 3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка. Вопросы для анализа На какие группы делятся частицы? Отметьте наиболее употребительные. В каких стилях речи они встречаются? Какие частицы используются редко? 2. Работа с текстом Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо написан на бумаге). – Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. – Неужели дятел? – Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. – Так ты птица-осоед. – Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. – Как раз гусениц и личинок любят дрозды. – Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. – Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. – Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. – Хорошо! Тогда ты кошка! – Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. – Ладно, ты – цапля. – Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. – Точно, куница! – Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. – Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! – Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Вопросы и задания Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем? Озаглавьте. Сравните свое название с авторским. Определите стиль. Дайте обоснование. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот еще – лесная мышь! В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами? Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно и емко показать отношения собеседников? Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению. Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения? Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте? Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц? Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы. 3. Значения частиц Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора. Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.) Варианты, предложенные учащимися: Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион. Я все-таки чемпион. Какие значения придают частицы словам и предложению? 4. Лингвистический эксперимент На доску спроецирован (можно использовать плакат) текст, на котором есть пропуски-карманчики. Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.) ... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. ... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего! Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте. 5. Научное исследование лингвистической проблемы Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему? Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка). Учитель читает легенду (желательно использовать «тихий фон» – музыку): Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти. Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте. 6. Делаем вывод Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»? Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. 7. Прослушивание магнитофонной записи Знакомство с миниатюрой Феликса Кривина «Бы, Ли, Же». Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой. Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль. А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! – Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала! Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! – Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква? – Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию. Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: Бы мечтает, Ли сомневается, Же утверждает. И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете! III. Домашнее задание Cоставьте «дивной вязью» сочинение-миниатюру о частицах. | |
1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…». 2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?» |
Урок русского языка для 7 класса.
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор.
Экран.
Интерактивная доска.
Частица как часть речи.
Цели.
1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.
2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
Слайд № 1.
1. Орг. момент.
2. Объяснение нового материала.
а) На какие группы делятся все части речи?
б) С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1 (по ссылке к презентации «Частица»,)
Слайд № 2
4. Закрепление.
1) Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
– Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
– Неужели дятел?
– Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
– Так ты птица-осоед.
– Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
– Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
– Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
– Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
– Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
– Хорошо! Тогда ты кошка!
– Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
– Ладно, ты – цапля.
– Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
– Точно, куница!
– Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
– Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Слайд № 3
Вопросы и задания
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.
Определите стиль.
Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.
Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?
Признаком, какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Слайд № 4
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и к собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
2) Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Слайд № 5
Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
Какие значения придают частицы словам и предложению?
3) Лингвистический эксперимент
На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Слайд № 6
Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Слайд № 7, 8.
4) Научное исследование лингвистической проблемы
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду :
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
Слайд № 9
5) Делаем вывод
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Домашнее задание.
§ 62, упр. 359 ( по учебнику «РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС»
под редакцией М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
Москва, «Просвещение», 2006 г.)
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Частицы заключите в прямоугольники. Какие из них вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания?
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Частица как часть речи»
Цели урока:
1. Показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.
2. Познакомить с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления; выразительное чтение предложений с частицами.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Оргмомент. Проверка готовности класса к уроку.
2. Повторение изученного:
- Что объединяет все служебные части речи в одну группу? (Они не имеют лексического значения, выполняют служебные функции, не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, не являются членами предложения)
- Какие части речи обладают всеми этими признаками и тем самым отличаются от служебных? (Самостоятельные)
- С какими служебными частями речи вы уже хорошо знакомы? (Предлог и союз)
- Чем отличается предлог от союза? Приведите примеры.
- Выполним задание на повторение изученного по данной теме. Внимание на слайд. Перед вами текст, который мы должны немного откорректировать. В каждом предложении из слов, выделенных жирным шрифтом, необходимо оставить только те, которые здесь действительно имеют место и убрать лишнее.
Служебные части речи – это предлог, наречие, союз, частица, местоимение. Служебные части речи изменяются, не изменяются. К служебным частям речи можно, нельзя поставить вопрос. Служебные части речи являются, не являются членами предложения. Союзы, предлоги бывают производные, непризводные. Предлоги выражают грамматическое, лексическое значение. Предлоги, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Предлог связывает слова, предложения.
Мы кратко повторили то, что знаем уже про служебные части речи. Сегодняшний наш урок посвящен знакомству с еще одной служебной частью речи, которая называется частица. Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Частица как часть речи».
Сегодня на уроке мы познакомимся с такой служебной частью речи как частица. Посмотрим, чем она отличается от других служебных частей речи, нам уже хорошо знакомых, посмотрим, какую роль играет она в тексте, как обогащает нашу речь.
3. Объяснение нового матерьяла. Перед вами на листочках текст. Посмотрите на него внимательно. Это обычный текст? О чем говорит то, что каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире? (Это диалог). Прочитайте его про себя, а потом будем читать как диалог.
Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты кошка!
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я поела бы еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
- Итак, перед вами текст Н. Сладкова. Попробуйте его озаглавить. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это авторское название данного текста.
- В каком стиле написан текст? Почему? (Разговорный).
- Внимательно посмотрите на слова, выделенные жирным шрифтом.
- Прочитайте с ними предложения. Ответьте на вопрос: это самостоятельные или служебные части речи? (Это служебные части речи, так как они не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос).
- Это могут быть предлоги? (Нет, они не связывают слова?)
- Может это союзы? (Нет, они не связывают предложения)
- Перед нами новая служебная часть речи, которая называется частица.
- Давайте еще раз посмотрим на частицы и попробуем определить их роль в предложении и в целом в тексте. Для чего они служат? (Они вносят различные оттенки в предложение: вопрос, уточнение, усиление и т. д.). О значении частиц мы поговорим на следующем уроке подробнее.
- Обратите внимание на некоторые выделенные жирным шрифтом частицы, с которыми вы уже давно знакомы и должны без труда определить их роль в предложении (бы – служит для образования условного наклонения, не – служит для отрицания).
- Смотрим на слайд и читаем правило в учебнике на стр. 164.
- Хочется отметить, что частицы – это сравнительно молодая часть речи, в русском языке их не так много, но употребляться они могут в различных стилях речи. Как вы думаете, в каком стиле чаще всего? (В разговорном, так как в условиях общения нужно не только передать определенную информацию, но и выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль очень хорошо выполняют частицы.)
- Со значением некоторых часто распространенных частиц мы сейчас познакомимся по рабочей тетради. Стр 66. Выполним задания 2 и 11.
- Мы доказали, что значение частиц очень велико. Без них в речи практически не обойтись.
- Попробуем убедиться в этом еще раз на примерах учебника. Упр. 357. Читаем предложения, называем частицы, определяем их роль в предложении.
- Выписать в тетрадь предложение 3, разобрать по членам. Подчеркнули ли слово именно? Можно ли частицу переставить в другое место? (Нет, нельзя, так как она усиливает смысл слова он, поэтому должна стоять перед ним. Она уточняет, подчеркивает смысл подлежащего – кто же был чемпионом).
- Еще один вывод: частицы не являются членами предложения.
Словарная работа. Обратим внимание на словарное слово. Это слово чемпион. Дайте его толкование. На слайде запись из толкового словаря. В вашем классе тоже есть чемпионы районного и областного уровня в различных видах спорта: футболе, лыжах и т. д. Сейчас очень часто употребляются словосочетания филологический чемпионат, исторический чемпионат, в которых вы тоже принимаете участие, но это слово все - таки чаще является синонимом к слову спортсмен.
4. Обобщение. Сейчас попробуем обобщить все, что мы узнали о частице, о ее роли в тексте и разобраться, что общего имеют частицы с другими служебными частями речи и чем от них отличаются.
Внимание на слайд. Делается вывод.
5. Закрепление.
- Прочитайте текст на слайде, попробуйте дополнить его частицами.
А вот у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица – поганка? Поганка да еще и рогатая. И птичка – завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Названия – прозвища лучше всего!
Вывод: частицы внесли в текст дополнительный оттенок. Они сделали его более эмоциональным, насыщенным и выразительным.
- Хочется отметить, что частицы, как и предлоги и союзы, имеют созвучных себе в других частях речи, с которыми их ни в коем случае нельзя путать.
Перед вами 2 предложения. Вы должны подумать и ответить, в каком предложении слово просто является частицей, а в каком нет.
Командир говорил просто и убедительно.
Я просто ослеп от яркой вспышки света.
(В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как? просто), в предложении является обстоятельством, это наречие; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого – это частица.
Задание: составить и записать 2 предложения, в одном из которых употреблена частица пускай, а в другом да является другой частью речи – пускай. (Если затрудняются, упр. 363 в помощь)
- Многие русские писатели и поэты используют частицы в своем творчестве.
Перед вами отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. На парте один листочек на двоих. Читаем вместе, ищем частицы, подчеркиваем их и думаем, какую роль играют частицы в художественном тексте?
1. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
2. Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"
3. У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
4. Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
5. Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
- Частицы играют огромную роль в художественном тексте. Они выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно – художественного содержания.
- Подведение итогов урока:
- С какой служебной частью речи познакомились?
- Что общего она имеет с предлогами и союзами?
- Чем отличается?
- В каких стилях речи употребляется? С какой целью?
- Составьте по одному предложению, используя любую частицу, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку.
Домашнее задание: 1) Выписать по 6 предложений с частицами из басен И. Крылова.
2) Сочинить грамматическую сказку «Жила – была частица…»