kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой разработку урока по теме Частица как часть речи. Формообразующие частицы. Урок  может представлять интерес учителям русского языка и литературы. Обучающиеся  в конце урока должны иметь представление о частице, как о служебной части речи, уметь отличать частицы от других частей речи. выделять формообразующие частицы.Это урок усвоения и закрепления материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы. »

Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.

Цели урока:

I.Образовательные:

1.Формирование представления о частице как служебной части речи. Формообразующие частицы.

2.Формирование умения отличать частицы от других частей речи.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Тип урока: усвоение и закрепление материала.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение творческих заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Служебные части речи. Частицы».

3.Мини-тест. Карточки.

4.Презентация урока.


Ход урока.

Оставить строчку для даты.

I.Лингвистическая разминка.

Записать в течение пяти минут слова на тему «Семья». Используя эти слова составить простые и сложные предложения, выделить сочинительные и подчинительные союзы.

(Семья – самое ценное, что есть у человека).

II. Первую строку запишем необычно:

Сегодня одиннадцатое апреля.

(один на десять)

- Предлагаю вам преобразовать первую строку, используя по одному дополнительному слову, чтобы строка получила различные дополнительные значения, а именно:

1. Удивление, что сегодня одиннадцатое апреля (уже).

2. Уточнение, что сегодня одиннадцатое, а не какой-то другой день (именно).

3. Вопрос – удивление: одиннадцатое апреля? (неужели).

4. Высказать отрицание, несогласие, что сегодня одиннадцатое апреля (не).

- Скажите, употребляются ли эти слова в предложении самостоятельно, без других слов?

Эти слова являются служебными и называются частицами.

Сегодня мы начинаем изучение частицы как служебной части речи. Запишем это утверждение как тему урока.

Тема: Частица – служебная часть речи. Формообразующие частицы.

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке.

Краткая историческая справка. ( Сообщение ученика).

- Познакомимся со службой частиц (Стр.).

- Выделите ключевые слова в определении.

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Разряды частиц:

1.Формообразующие.

2.Смысловые (модальные).

3.Отрицательные.

- Поговорим о формообразующих частицах (Стр.164).

Формообразующие частицы образуют форму слова: условного и повелительного наклонения.

Формообразующие частицы:

Бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.

Более, менее, самый.

Физкульт минутка.

(мобилизация внимания).

«Слепой и глухой».

1.Давайте объясним глухому, что воровать нельзя!

2. Пусть каждый из вас объяснит глухому, что бить по голове нельзя!

3. Пускай кто-нибудь объяснит глухому, что нельзя курить!

4.Объясните слепому, что пить спиртное - самая вредная для здоровья привычка.

III. Закрепление.

  1. Составить предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицами пусть, да, давайте, - ка и используя, где возможно, обращение. Например:

Пусть никогда не будет войны!

Да здравствует дружба народов!

Ребята всех стран, давайте дружить!

Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.

- Какие это предложения по интонации? Какое значение имеют глаголы повелительного наклонения с частицами давайте, -ка?

  1. Учащиеся пишут полные ответы на вопросы, используя глаголы условного наклонения.

* Кем бы ты хотел стать и почему?

* С кем бы ты хотел дружить и почему?

- Что обозначает условное наклонение? Как оно образуется? Как пишется частица бы? Какие союзы вы употребляли, чтобы ответить на вопрос почему?

  1. СМС – сообщение, используя частицы. «Приглашение на свидание…». (Звучит вальс Е.Доги).

Сетикет.

(основные правила поведения в сети Интернет)

  • Важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек.

  • Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.

  • Будь кратким и пиши исключительно по сути.

  • Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение.

  1. Тест.

- Является ли частица членом предложения?
- Частица – это самостоятельная часть речи? А какая?
- Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай ?
- Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б?
- Форму какого наклонения образует частица пусть?
- Что такое частица?
- Для чего служит частица?

IV. Рефлексия.

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Литература.

1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М., Просв., 2009
2. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе; М., Просв., 2002
3. Зверева И.М. Практическая дидактика для учителя; М., 2001
4. А.В.Малюшкин «Таблицы по русскому языку. 5-11класс»; М., «Сфера», 2006.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.

Автор: Кушкова Лидия Александровна

Дата: 10.06.2015

Номер свидетельства: 218838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Частица. Употребление частиц в речи. "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-uroka-chastitsa-upotrieblieniie-chastits-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "171334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423665329"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Дефисное  и  раздельное  написание  частиц.Конспект  урока."
    ["seo_title"] => string(61) "diefisnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-chastits-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "264387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449690704"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку "Служебные части речи. Практическая работа" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-sluzhiebnyie-chasti-riechi-praktichieskaia-rabota-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417074724"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок в 7 классе  по теме «Модальные частицы»"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-v-7-klassie-po-tiemie-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "315573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459923379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока: "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokadieieprichastnyioborotzapiatyiepridieieprichastnomoborotie"
    ["file_id"] => string(6) "273663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства