Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.
Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.
Данная работа представляет собой разработку урока по теме Частица как часть речи. Формообразующие частицы. Урок может представлять интерес учителям русского языка и литературы. Обучающиеся в конце урока должны иметь представление о частице, как о служебной части речи, уметь отличать частицы от других частей речи. выделять формообразующие частицы.Это урок усвоения и закрепления материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение творческих заданий.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока:
1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
2.Таблица «Служебные части речи. Частицы».
3.Мини-тест. Карточки.
4.Презентация урока.
Ход урока.
Оставить строчку для даты.
I.Лингвистическая разминка.
Записать в течение пяти минут слова на тему «Семья». Используя эти слова составить простые и сложные предложения, выделить сочинительные и подчинительные союзы.
(Семья – самое ценное, что есть у человека).
II. Первую строку запишем необычно:
Сегодня одиннадцатое апреля.
(один на десять)
- Предлагаю вам преобразовать первую строку, используя по одному дополнительному слову, чтобы строка получила различные дополнительные значения, а именно:
1. Удивление, что сегодня одиннадцатое апреля (уже).
2. Уточнение, что сегодня одиннадцатое, а не какой-то другой день (именно).
3. Вопрос – удивление: одиннадцатое апреля? (неужели).
4. Высказать отрицание, несогласие, что сегодня одиннадцатое апреля (не).
- Скажите, употребляются ли эти слова в предложении самостоятельно, без других слов?
Эти слова являются служебными и называются частицами.
Сегодня мы начинаем изучение частицы как служебной части речи. Запишем это утверждение как тему урока.
Тема: Частица – служебная часть речи. Формообразующие частицы.
- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке.
Краткая историческая справка. ( Сообщение ученика).
- Познакомимся со службой частиц (Стр.).
- Выделите ключевые слова в определении.
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Разряды частиц:
1.Формообразующие.
2.Смысловые (модальные).
3.Отрицательные.
- Поговорим о формообразующих частицах (Стр.164).
Формообразующие частицы образуют форму слова: условного и повелительного наклонения.
Формообразующие частицы:
Бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.
Более, менее, самый.
Физкульт минутка.
(мобилизация внимания).
«Слепой и глухой».
1.Давайте объясним глухому, что воровать нельзя!
2. Пусть каждый из вас объяснит глухому, что бить по голове нельзя!
3. Пускай кто-нибудь объяснит глухому, что нельзя курить!
4.Объясните слепому, что пить спиртное - самая вредная для здоровья привычка.
III. Закрепление.
Составить предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицами пусть, да, давайте, - ка и используя, где возможно, обращение. Например:
Пусть никогда не будет войны!
Да здравствует дружба народов!
Ребята всех стран, давайте дружить!
Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.
- Какие это предложения по интонации? Какое значение имеют глаголы повелительного наклонения с частицами давайте, -ка?
Учащиеся пишут полные ответы на вопросы, используя глаголы условного наклонения.
* Кем бы ты хотел стать и почему?
* С кем бы ты хотел дружить и почему?
- Что обозначает условное наклонение? Как оно образуется? Как пишется частица бы? Какие союзы вы употребляли, чтобы ответить на вопрос почему?
СМС – сообщение, используя частицы. «Приглашение на свидание…». (Звучит вальс Е.Доги).
Сетикет.
(основные правила поведения в сети Интернет)
Важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек.
Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.
Будь кратким и пиши исключительно по сути.
Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение.
Тест.
- Является ли частица членом предложения? - Частица – это самостоятельная часть речи? А какая? - Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай ? - Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б? - Форму какого наклонения образует частица пусть? - Что такое частица? - Для чего служит частица?
IV. Рефлексия.
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Литература.
1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М., Просв., 2009 2. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе; М., Просв., 2002 3. Зверева И.М. Практическая дидактика для учителя; М., 2001 4. А.В.Малюшкин «Таблицы по русскому языку. 5-11класс»; М., «Сфера», 2006.