Задания данного урока позволят учащимся развивать умения различать изученные части речи: анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи; развивать мыслительные операции; умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Учебные задачи направлены на достижение личностных результатов обучения, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Части речи, взаимодействие частей речи»
Открытый урок
Класс: 3 класс
Тема урока: Части речи, взаимодействие частей речи.
Тип урока: повторение изученного материала
Цель: развивать умения различать изученные части речи:
анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с
той частью речи, которой они присущи;
развивать мыслительные операции; умение рассуждать и обосновывать свои
суждения.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
повторение знаний по теме: “Самостоятельные и служебные части речи”.
Оборудование урока: ноутбук учителя, мультимедийное оборудование, учебники, карточки с заданиями.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
Психологический настрой учащихся на работу.
1.Слово- главный работник в языке.
(Объясните смысл высказывания)
Настраиваются на работу
Записывают в тетради
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные:
анализ.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
умение выражать свои мысли
2
3
Введение в тему урока
Актуализация и пробное учебное действие.
2.Что такое часть?
Что такое речь?
Что такое части речи?
Назовите тему урока, исходя из поставленных вопросов?
Подводя итоги в конце урока, каждый из нас постарается ответить на вопросы:
Знаю?Умею?
Запомнил?Смог?
Какие учебные задачи мы можем решить на сегодняшнем уроке?
3. Пробное действие
- Какие части речи существуют в нашем языке?
Карточка
Приложение №1
Находят (на карточке ) и отмечают крестиком в окошке только части речи русского языка.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
применение методов информационного поиска,
анализ.
Регулятивные:саморегуляция.
Коммуникативные:
построение речевого суждения.
4.Историческая справка.
Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э.
Слайд 1
Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в “Российской грамматике”, которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.
5.Орфографическая работа, определение частей речи
Приложение №2
Слайд №2 (учебник стр.131)
...
.
Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы и определяют части речи, делят на служебные и самостоятельные
ВЫВОД:
Все части речи объединяются ещё в 2 группы и называют: самостоятельные и служебные части речи
4
Выявление места и причины затруднения.
6. Затруднения
Какие трудности у вас были?
Вывод:
Называем трудности
Высказывают трудности и обосновывают (например: дети могут спутать части слова, члены предложения выбрав их в качестве частей речи)
Произносят затруднение:
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные:
планирование
Познавательные:
структурирование знаний,
анализ, синтез, сравнение, рассуждение.
Коммуникативные:
разрешение конфликта,
умение выражать свои мысли
5
Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
7.Совершенствовать знания и умения о частях речи, развивать УУД.
Задачи урока:
Решение проектной задачи
- Какой алгоритм можно использовать?
- Какие признаки частей речи мы выделяем?
Называть части речи
Находить их признаки
Упражняться в определении частей речи
Разделить части речи на группы
Работа в группах
Работа со схемами по теме «Части речи»
Личностные:
нравственно-этическая ориентация
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
Познавательные:
анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,
разрешение конфликтов,
умение выражать свои мысли.
Приложение № 3
(схемы)
8. Алгоритм.
1. Название ч. р.
2. Что обозначает?
3. На какой вопрос отвечает?
4. Непостоянные признаки.
5. Постоянные признаки
6. Синтаксическая роль в предложении.
Обдумывают и называют пункты алгоритма
6
Каждая группа должна найти отличительные ПРИЗНАКИ одной из частей речи
- По каким признакам можно объединить части речи одну группу
Обсуждают и выбирают соответствия, заполняют схему для каждой части речи,
сравнивают предложенные карточки для нахождения соответствия.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные:
прогнозирование, контроль, коррекция.
Познавательные:
выдвижение гипотез и их обоснование,
структурирование знаний, классификация, подведение под понятие.
Коммуникативные:
разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
9.Сравнение
Части речи
- имеют лексическое значение;
- всегда можно задать вопрос;
- имеют морфологические признаки ;
- являются членами предложения;
Части речи
- не имеют лексического значения;
- невозможно задать вопрос;
- не имеют морфологических признаков
- не являются членами предложения;
Самостоятельные и служебные части речи
по окончании работы
Представители каждой группы выстраиваются с таблицами по каждой части речи представляют продукт деятельности в результате работы со схемами.
решения проектной задачи.
Слайд №3
Таблица «Морфологические признаки частей речи»
Выполняют упр.239 стр.132
Физминутка
7
Включение в систему знаний и повторение.
10.Выполнение заданий в группах.
Приложение №4
11.Морфологический разбор по памятке имени существительного и глагола
12.Работа по учебнику
упр.240
стр.132
Личностные:
осуществление личностного морального выбора
Регулятивные:
коррекция, оценка
Познавательные:
построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
8
Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой
13.Самостоятельная работа
Приложение №5
Самостоятельно выполняют задания,
осуществляют их самопроверку,
сравнивают с эталоном,
выявляют и корректируют возможные ошибки,
определяют способы действий,
которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.
Действительно ли так важно знать части речи и принадлежность к той или иной группе
Высказывают свои мнения о том, что невозможно передать смысл, пользуясь только служебными или самостоятельными частями речи.
Высказывают свои мнения о том, что без служебных частей речи искажается смысл стихотворения и нарушается связь самостоятельных частей речи (т.е. слов) в предложении.
Вывод:
самостоятельные части речи дают возможность высказать, выражать мысли, называя предмет, признак, действие, количество, или указывая на предмет. и т.д.
Личностные:
осуществление личностного морального выбора
Регулятивные:
коррекция, оценка
Познавательные:
построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
10
Рефлексия учебной деятельности.
15. Организует рефлексию.
Лист самооценки
Приложение №7
Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.
- Исследование, какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали? (самостоятельные и служебные части речи)
- Удалось решить поставленную задачу?
Знаете ли вы отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи?
Умеете ли вы различать их в тексте, в речи? Каким способом? (путём создания проектного продукта – таблицы)
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания? (при выполнении упражнений, при выполнении морфологического разбора, при написании изложений и сочинений и др. заданий связанных, со знанием частей речи)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Учащиеся осуществляют самооценку, с
оотносят цель и результаты, степень их соответствия.
ПО РОДАМ (в М., Ж., СР.) только в П. вр. в ЕД. ч.)
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
СПРЯЖЕНИЕ (I, II, III спр.)
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
СКАЗУЕМОЕ (ГЛ. ЧЛ. ПР.)
МЕСТОИМЕНИЕ
(ЛИЧНОЕ)
МОРФОЛО
Г
ИЧ
Е
С
КИЕ
ПРИЗ
НАКИ
ОБОЗНАЧАЕТ
УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, НЕ НАЗЫВАЯ ЕГО
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
КТО? ЧТО?
ИЗМЕНЯЕТСЯ
ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН. ч)
ПО РОДАМ (в М., Ж., СР. – только в 3 Л. в ЕД. ч.)
ПО ПАДЕЖАМ
(в И., Р., Д., В.,Т., П.)
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
ЛИЦО (1-е, 2-е, 3-е Л.)
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
(ГЛ. ЧЛ. ПР.)
ДОПОЛНЕНИЕ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
(ВТ. ЧЛ. ПР.)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
МОРФОЛО
Г
ИЧ
Е
С
КИЕ
ПРИЗ
НАКИ
ОБОЗНАЧАЕТ
КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ
ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
СКОЛЬКО?
КОТОРЫЙ ПРИ СЧЁТЕ?
ИЗМЕНЯЕТСЯ
ПО ПАДЕЖАМ
(в И., Р., Д., В.,Т., П.) (ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧ. ЧИСЛ.)
ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН. ч) (ПОРЯДКОВ. ЧИСЛ.)
ПО РОДАМ (в М., Ж., СР. – ПОРЯДКОВ. ЧИСЛ.. только в ЕД. ч.)
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
РАЗРЯД
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЛИ ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
(ГЛ. ЧЛ. ПР.)
ДОПОЛНЕНИЕ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(ВТ. ЧЛ. ПР.)
ПРЕДЛОГ
ОБОЗНАЧАЕТ
НЕ ОБОЗНАЧАЕТ
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
НЕ ОТВЕЧАЕТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ
НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
НЕ ИМЕЕТ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
НЕ ИМЕЕТ
СОЮЗ
ОБОЗНАЧАЕТ
НЕ ОБОЗНАЧАЕТ
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
НЕ ОТВЕЧАЕТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ
НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
НЕ ИМЕЕТ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
НЕ ИМЕЕТ
Правила работы в группе
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга,
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо
Задание: каждая группа готовится рассказать об одной части речи
(опорные схемы) Имя существительное
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.
4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .
6. В предложении имена существительные могут быть ______________________________ и_______________________________.
Имя прилагательное
1. Имя прилагательное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________,________,_____________ и обозначает ______________________.
2.Имена прилагательные изменяются по ____________________________,
______________________, в единственном числе по_____________________.
3.Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа __________________________________________.
4. В предложении имена прилагательные обычно бывают ________________________.
Глагол
1. Глагол – это _________________________, которая отвечает на вопросы ___________________, ______________________ и обозначает __________________________.