kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Части речи. Повторение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в конце 4 кл. по теме "Части речи. Повторение" (сущ., прил., глагол)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Части речи. Повторение"»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Тема урока: «Части речи. Обобщение знаний. Изготовление кластера»

Тип урока: систематизация полученных знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о частях речи, изготовить пособие -«кластер»

Задачи:

-совершенствовать знания учащихся о частях речи;
-развивать умение подбирать однокоренные слова, обогащать словарный запас учащихся; -развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; -формировать чувство коллективизма;
-воспитывать любовь к русскому языку.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

личностные: коммуникативность, самооценка;

познавательные: поиск информации, выбор эффективного способа решения, установка причинно-следственной связи, доказательство.

регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи.

коммуникативные: формирование чувства коллективизма.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты: освоение учебного предмета «Русский язык» в рамках изучения темы «Морфология» в 4 классе.

Познавательные: находить информацию в словаре или других источниках.

Базовые логические действия: извлекать информацию из источника,

осуществлять анализ учебной информации,

представлять результаты своей деятельности.

Коммуникативные действия: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;

контроль, коррекция, оценка действий одноклассников;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, карточки, конверты с заданием для групп, клей, линейка, ручка, карандаш.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая, парная

Тема урока «…изготовление кластера» сообщалась через создание проблемной ситуации (к нам обратилась учительница нашей школы помочь изготовить кластер для запоминания частей речи учениками её класса.)





ХОД УРОКА

I. Мотивация.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

-У меня сегодня хорошее настроение. А как передать хорошее настроение друг другу? (Улыбнуться)

-Давайте подарим друг другу свои улыбки!

-Я желаю вам, чтобы у вас всё сегодня получилось!

- Начнём наш урок. (Слайд 1)

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка (Слайд 2)

На экране слова:

Великоле.ный, .днажды, а.томобиль, шес.надцать, м.роз, о.ех, кал.ндарь, оди.надцать, хозя.н, ин.й.

- Посмотрите на экран, какое задание можно предложить?

- Я предлагаю вам записать в тетрадь только пропущенные буквы в таком же порядке, в каком стоят слова.

- Какое слово получилось? (Повторение)

  1. Постановка проблемы и определение темы урока.

- Раз уж мы сегодня наш урок начали с улыбки, то я подобрала однокоренные слова к слову «улыбка», попробуйте их отгадать. (Карточки со словами держу в руках.)

Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться, улыбчиво. (Слова, которые дети угадывают, вывешиваю на доске).

- Мы подобрали однокоренные слова, посмотрите на них, чем они отличаются? (Эти слова являются разными частями речи: сущ., прил., глаг., нареч.)

- Кто сможет определить тему нашего урока? Что мы будем повторять? (Части речи.)

- Сегодня мы систематизируем наши знания о частях речи.

(Прикрепляю на доску табличку ЧАСТИ РЕЧИ.)

IV. Поиск решения проблемы.

- На какие две большие группы мы можем разделить части речи, которые мы уже знаем? (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, СЛУЖЕБНЫЕ). (Вешаю таблички, чтобы получилось две колонки.)

- У меня на столе лежат слова, распределите их в группы на доске. (Дети выходят к доске, читают слова и говорят, в какую группу определили. На карточках написано: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, предлог, частица, союз и лишние: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение. Вешают на магнитную доску).

- У вас остались лишние слова?

- Почему вы их не использовали? (Это члены предложения, а не части речи.)

- Ребята, ко мне обратились учителя нашей школы с просьбой помочь изготовить кластер для запоминания частей речи ученикам других классов. Может быть, кто-то знает, что такое кластер или сможет предположить? (Не знают, но могут предположить, что это схема, таблица, правило…)

- Обратимся к словарю. (Слайд 3) (Читают определение)

- Как его изготовить. (Слайд 4)

- Поможем? (Поможем.)

- Выделите три самостоятельные части речи, которые мы больше всего изучили и лучше всего должны знать в 4-м классе. Эти части речи мы чаще всего употребляем в речи. (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

- Поработаем в группах.

- Вспомним, каких правил будем придерживаться, работая в группе? (Устно проговариваем)

1. Внимательно выслушать каждого.

2. Обсуждать в тихой спокойной обстановке.

3. Не мешать другим группам.

4. Выбрать представителя группы для ответа.

V. Решение проблемы.

- Один человек от группы подойдёт ко мне за заданием в конверте. (Дети каждой группы получают задания: одна группа систематизирует знания об имени существительном, другая - об имени прилагательном, 3-я - о глаголе).

- Вам нужно будет вспомнить всё, что вы знаете о той части речи, которая досталась вашей группе, систематизировать свои знания и составить кластер.

- После того, как вы выполните задание, вам необходимо будет оценить работу другой группы.

- Посмотрите на критерии оценки.

(Слайд 5)

Критерии для оценивания выступления от группы:

    1. Время (5 минут)

    2. Правильность

    3. Доступность изложения

    4. Аккуратность

(Критерии остаются на слайде).

- При изготовлении кластера, придерживайтесь плана, который лежит у вас на столах. (План лежит на парте).

- Прочитайте тихо его.

План.

1.Часть речи.

2.На какие вопросы отвечает?

3.Что обозначает?

4. Постоянные / непостоянные признаки.

5. Каким членом предложения является?

- Если будут возникать вопросы или затруднения, вы можете обратиться ко мне.

- Напоминаю, что на эту работу даю 5 минут, следите за временем. (Использую песочные часы.)

(Дети работают)

- Время вышло. Отложили всё в сторону.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

VI. Включение в систему знаний.

Проверяем группы. (Выходит ответственный.)

- По какой самостоятельной части речи готовили памятку? (Защищает работу своей группы, говорит определение части речи.)

- Какие из этих слов, (вывешенных на доску вначале урока) (улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться, улыбчиво) можешь взять в свою группу?

- Почему ты это слово выбрал? (Например, это имя существительное и т. п.)

VII. Коррекция знаний.

- Оценим работу группы по критериям на слайде.

(Далее заслушиваем и оцениваем работу других групп).

- Как вы думаете, мы выполнили просьбу учителей? Так что же у нас получилось? (Кластер.)

- А где кластер может пригодиться? (На уроках русского языка, при изучении частей речи, при выполнении д/з, при подготовке к ВПР, в старших классах…)

- Молодцы, вы справились с заданием, сделали новое открытие, изготовили кластер.

VII. Повторение знаний.

- Теперь поработаем с текстом. Работать будете в парах.

(Слайд 6)

(Такой текст есть у каждой пары учеников на листочках)

- Прочитайте текст. (Читает один ученик)

Улыбка играет важную роль в жизни человека.

Мимика служит отражением разных эмоций.

Улыбчивые люди выглядят красивыми и привлекательными.

От улыбки мир становится ярким и красочным.

- Вычеркните в этом тексте все имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

- Давайте проверим. Если есть ошибки, исправим. (Читают, что получилось)

- Сравните, как должно быть.

(Слайд 7-10)

_ _ _ _ в _ _.

_ _ _ _ _.

_ _ _ _ и _.

От _ _ _ _ и _.

- Вам понравился такой текст, когда мы убрали имена существительные, имена прилагательные и глаголы? (Нет)

- А почему? (Непонятно)

- На слайде слова. (Слайд 11)

снег, в, темнеет, рыхлый, марте


- Посмотрите на экран, какое задание нужно выполнить? (Составьте предложение).

- Какое предложение вы составили?

- Запишите его в тетради с красной строки. Вспомните, как оформляем предложение при письме?

(Записывают)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Дайте характеристику этому предложению.

Рыхлый снег темнеет в марте. (Повествовательное, невосклицательное, простое).

- Далее будем работать так:

- I ряд – выполнит морфологический разбор слова (В марте)

- II ряд – выполнит морфологический разбор слова (Рыхлый (снег))

- III ряд– выполнит фонетический разбор слова (Темнеет)

- А 3 человека будут работать у доски.


VIII. Подведение итогов.

- Вспомните, какую задачу вы ставили перед собой на уроке?

- Достигли ли вы своих целей?

- Какую роль в русском языке играют самостоятельные части речи? (Украшают нашу речь: делают её красивой, выразительной, добавляют действия, эмоции. Без них наша речь бедна и скудна, и мы бы не поняли друг друга…)

- Какую роль играют служебные части речи? (Служат для связи слов в предложении…)

- Как вы думаете, какие части речи важнее – самостоятельные или служебные?

- Дети, все части речи в русском языке важны!

Возвращаю текст. (Слайд 12)

-Какое из этих четырех высказываний станет итогом нашего урока? (Читают, доказывают, почему выбрали именно это предложение.)

- Я с вами согласна.

IX. Рефлексия.

«Веришь - не веришь»
1.Имя существительное имеет спряжение (нет)
2.Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
3.Предлог - это самостоятельная часть речи (нет)
4.Имя числительное отвечает на вопрос который? (да)
5.Глагол имеет склонения (нет)

- А сейчас ребята пришло время оценить свою работу на уроке.

Доволен работой, было легко и интересно.

Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.

Не доволен работой, было трудно и неинтересно.


-Спасибо за хорошую работу! (Слайд 14)

X. Домашнее задание. – Попробуйте дома составить кластер для части речи - «Местоимение» или «Числительное».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Части речи. Повторение"

Автор: Короткова Елена Анатольевна

Дата: 28.05.2024

Номер свидетельства: 651648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452840395"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Повторение.""
    ["seo_title"] => string(70) "urok_russkogho_iazyka_v_3_klassie_po_tiemie_chasti_riechi_povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "376386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483862444"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по русскому языку. Части речи. Повторение. "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-chasti-riechi-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439298848"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проверочная работа по русскому языку "Часть речи". Повторение. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(74) "provierochnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_chast_riechi_povtorieniie_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495471645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства