– Какие задания вы придумали? (найти лишнее слово, разделить на группы)
– Какое слово у вас лишнее и почему?
Игра “Найди чужака”. Прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Дети называют 2 варианта: пьют – глагол, остальные слова – имена прилагательные и существительные; местная – орфограмма «Непроизносимые согласные», остальные слова – безударные гласные и парные согласные.
Запишите оставшиеся слова в 2 столбика.
- Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?
- Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?
- Какое общее название можно дать этим словам?
3. Закрепление знаний о частях речи:
Работа в группах: 1и 2 группы составляют кластер «Имя существительное», 3 и 4 группы - «имя прилагательное».
а) Кластер. Самостоятельная работа в группах.
б) «Карусель». Передают свой кластер в другую группу, проверяют и дополняют.
По окончании работы, кластеры вывешиваются на доску и анализируется работа групп.
4. Физминутка. Игра “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное– топаем: Веселый, веселье, вода, водный, дружный, дружба, лес, лесная, лесник, весна, весенний.
5. Составить словосочетания. На экране даны слова
Учащиеся составляют словосочетания и записывают в тетрадь. Проверка по ключу на экране:
Задание: Определить род имён прилагательных.
Ягода вкусная (ж.р.)
болото глубокое (ср.р.)
погода ясная (ж.р.)
тигр злой (м.р.)
окно светлое (ср.р.)
заяц белый (м.р.)
Проверка по ключу. Оцените свою работу.
Вывод: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Эти части речи тесно связаны и имеют много общего.
6. Итог урока. Задания группам.
- Составить Венн диаграмму: сравнить имя существительное и имя прилагательное.
Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи. Самостоятельная работа в группах.
Проверка. Игра «Аукцион». Каждая группа называет общий признак, побеждает та группа, которая последней называет признак. Главное условие: внимательно слушать товарищей и не повторять сказанное. Аналогично проверяют и различия этих частей речи.
7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Работа с тестом.
– Какую задачу вы ставили перед собой в начале урока?
– Давайте постараемся хорошо выполнить тестовую работу.
Взаимопроверка. Ключ на экране:
Б
В
А
В
В
Б
Б
В
А
В
Б
Оценка. Критерии на экране.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Что было интересным на уроке?
– Что было самым трудным?
Домашнее задание: 1.Написать мини сочинение-описание «Что это за животное?»
По желанию: составить кластер «Глагол»
Приложение:1
Тест. Повторение: Имя существительное. Имя прилагательное.
1. Выбери правильный ответ. На какой вопрос отвечают имена существительные
А) какой? какие? Б) кто? что? В) что делать? что делают?
2. Что обозначают имена существительные?
А) действие предмета Б) признак предмета В) предмет