kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Части речи. Повторение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для повторения темы "Части речи" в 4 классе. Предполагается фронтальная, групповая  и индивидуальная работа учащихся. Урок имеет 4 этапа: актуализация знаний, тема и цели урока, наблюдение и осмысление, контроль усвоения знаний, рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Части речи. Повторение"»

МБОУ «СОШ №39 г. Челябинска»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

Педагог: Ярушина О.А. Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения классифицировать слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями, кластер.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять в памяти цель урока;

  • умение планировать, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,

  • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,

  • умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

  • знание о грамматическом значении, морфологических признаках частей речи;

  • умение применять знания на практике.



Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1

Организаци-онный момент.


- Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Молодцы. Я думаю, что у нас с вами все получится.

- Откройте тетради, положите их правильно и запишите число, классная работа. Какая орфограмма встретилась в написании числа?

Приветствие обучающихся




Проверка готовности к уроку

Работа в тетрадях, объяснение орфограммы

2. Форми-рование темы и цели урока.


- Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах:

  • Не говорить всем сразу;

  • Уметь выслушать другого;

  • Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;

  • Обращаться друг к другу по имени.

На слайде – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

1 группа: л.. сица , для радост.., листопа…

2 группа: п..явились, уме..т, пол..тит,

3 группа: б..льшой, глубок..я, ле..кий

4 группа: (у)не..о, (для)меня, (к )ней

- Что вы можете сказать, глядя на слова каждой группы? Как их можно назвать одним словом?

- Вы догадались, какова тема нашего урока?

- Какие мы поставим цели? (обобщить изученный материал о частях речи) Молодцы!

Организация формулировки темы и цели урока



Проговаривание правил при работе в группе


Каждая группа работает со своим столбиком. Самопроверка по слайду.


Формулировка темы урока


Формулировка целей урока

3. Актуализация знаний учащихся.



- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!

- Ребята вам приготовили загадки. Мы с вами внимательно послушаем и отгадаем.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами. (имя существительное)

- Что знаем про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, собственное – нарицательное, род), изменяется по числам и падежам.)

-Заполните кластер полученной информацией.

Задания по группам

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 2 группы: ч..л..век, к..мбайн, х..зяин, ш..фёр, б..гаж, к..л..ндарь

  2. Определите падеж существительных (живёт в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, думал о добыче, занят охотой

  3. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 3 группы: б..седа, в..гон, б..гатство, х..зяйство, к..стрюля, с..лют.

  4. Измените существительные по числам (зв..рёк - …, ч..йки - …, п..ля - … , отт..пель - …, л..са - …, круги - … )

- Молодцы! Хорошо справились.

Фронтальный опрос

Организация обобщения знаний об имени существительном, его грамматическом значении, морфологических признаках


Контроль


Организация работы с кластером

Организация групповой работы


Ответы на вопросы





Отгадывание загадки








Называние признаков имени существительного

Работа с кластером


Выполнение заданий в группах

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).








4. Обобщение и систематизация знаний.


- Следующая загадка:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

- Что можете сказать про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? изменяется по родам, числам.) Работа с кластером.

Работа с текстом: Прочитайте предложения без имени прилагательного. (На слайде).

Ива.

Весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи. Из ивовых тонких веток делают дети дудки – свирели.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)

- От чего зависит род, число у прилагательного? (от существительного)

Задания по группам

Определить у прилагательных из текста род, число. Выделить окончание.

1группа – из 1 предложения.

2группа – из 2 предложения.

3группа – из 3 предложения.

4группа – из 4 предложения.

Взаимопроверка. – Поднимите руку, кто ошибся.

- Молодцы! Хорошо справились.

Организация обобщения знаний об имени прилагательном, его грамматическом значении, морфологических признаках

Контроль

Организация работы с кластером

Организация работы с текстом




Организация групповой работы







Отгадывание загадки

Называние признаков имени прилагательного

Работа с кластером

Выполнение заданий в группах

Чтение текста про себя, выборочное чтение

Аргументирование мнения о необходимости имени прилагательного в речи

Взаимопроверка




- Слушаем следующую загадку:

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

- Что можете сказать про глагол? /отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделает?, обозначает действие предмета, изменяется по числам, временам, в прош.времени – по родам). Заполните кластер.

Задания по группам

  1. От существительных образовать глаголы: прыжок -…, жар - …, рисунок - …, сушка - …, краска - …

  2. Записать глаголы, указать время: нарисует, плыл, пишет, танцевали, выучит, рассказывает.

  3. Записать глаголы, указать число: варит, поют, бежал, кричат, слушает, думают.

  4. Определить род глаголов: светило, грела, мыл, приехал, убежала, загремело.

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

- Молодцы! Хорошо справились.

Организация обобщения знаний глаголе, его грамматическом значении, морфологических признаках



Организация работы с кластером Контроль

Организация групповой работы






Отгадывание загадки








Называние признаков глагола

Работа с кластером

Выполнение заданий в группах

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).



5.Физ-культ-минут-ка

-Если я назову глагол – вы показываете действие, имя прил. – изображаете «волну» рукой, имя сущ. – хлопаете в ладошки.

Тетрадь, прелестный, улыбаться, классный, ученик, пенал, прыгать, весёлые, бежишь, карандаш, молочный, молчит.

Организация физической паузы

Выполнение упражнений

4. Обобщение и систематизация знаний.


- Какие ещё самостоятельную часть речи вы знаете? (местоимение,)

- Что про него знаете? (У местоимения мы можем определить лицо и число.)

- А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»

Задание: Я вам буду читать слова, а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

1 группа записывает - прилагательные, 2 – местоимения, 3 - существительные, 4 – глаголы.

Багряный, полевки, вы, закричат, она, листопад, с ней, соболь, улетают, журавль, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают.

Организация систематизации знаний

5. Конт

роль усвое-ния знаний.

- Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу на листках с распечатанными заданиями.


Организация проверочной работы с учётом дифференцированного подхода

Выполнение задания по выбору с последующей проверкой учителем


6. Рефлексия.


- Подведем итоги нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

-Что обобщали?

-Пригодится это вам когда – нибудь?

-Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?

«Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»

(Да, т.к. мы используем части речи постоянно).

-Оцените свою деятельность на уроке, отметив подходящие высказывания на листке.

Обведи кружочком цифру с высказыванием (на листке с проверочной работой)

-Благодарю вас за урок.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Высказывание своего мнения


Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

7. Домашнее задание

  1. Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи.

  2. Выписать любое предложение, выбрать по одному слову каждой части речи и указать морфологические признаки.

Комментирование

Запись в дневниках






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Части речи. Повторение"

Автор: Ярушина Ольга Алексеевна

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452840395"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Повторение.""
    ["seo_title"] => string(70) "urok_russkogho_iazyka_v_3_klassie_po_tiemie_chasti_riechi_povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "376386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483862444"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по русскому языку. Части речи. Повторение. "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-chasti-riechi-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439298848"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проверочная работа по русскому языку "Часть речи". Повторение. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(74) "provierochnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_chast_riechi_povtorieniie_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495471645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства