- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;
- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;
- формирование умения аргументировать своё мнение.
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся |
1 Организаци-онный момент. | - Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Молодцы. Я думаю, что у нас с вами все получится. - Откройте тетради, положите их правильно и запишите число, классная работа. Какая орфограмма встретилась в написании числа? | Приветствие обучающихся | Проверка готовности к уроку Работа в тетрадях, объяснение орфограммы |
2. Форми-рование темы и цели урока. | - Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах: Уметь выслушать другого; Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего; Обращаться друг к другу по имени. На слайде – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму. 1 группа: л.. сица , для радост.., листопа… 2 группа: п..явились, уме..т, пол..тит, 3 группа: б..льшой, глубок..я, ле..кий 4 группа: (у)не..о, (для)меня, (к )ней - Что вы можете сказать, глядя на слова каждой группы? Как их можно назвать одним словом? - Вы догадались, какова тема нашего урока? - Какие мы поставим цели? (обобщить изученный материал о частях речи) Молодцы! | Организация формулировки темы и цели урока | Проговаривание правил при работе в группе Каждая группа работает со своим столбиком. Самопроверка по слайду. Формулировка темы урока Формулировка целей урока |
3. Актуализация знаний учащихся. | - На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные) - Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы! - Ребята вам приготовили загадки. Мы с вами внимательно послушаем и отгадаем. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, - Означено словами. (имя существительное) - Что знаем про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, собственное – нарицательное, род), изменяется по числам и падежам.) -Заполните кластер полученной информацией. Задания по группам Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 2 группы: ч..л..век, к..мбайн, х..зяин, ш..фёр, б..гаж, к..л..ндарь Определите падеж существительных (живёт в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, думал о добыче, занят охотой Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 3 группы: б..седа, в..гон, б..гатство, х..зяйство, к..стрюля, с..лют. Измените существительные по числам (зв..рёк - …, ч..йки - …, п..ля - … , отт..пель - …, л..са - …, круги - … ) - Молодцы! Хорошо справились. | Фронтальный опрос Организация обобщения знаний об имени существительном, его грамматическом значении, морфологических признаках Контроль Организация работы с кластером Организация групповой работы | Ответы на вопросы Отгадывание загадки Называние признаков имени существительного Работа с кластером Выполнение заданий в группах Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают). |
4. Обобщение и систематизация знаний. | - Следующая загадка: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное) - Что можете сказать про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? изменяется по родам, числам.) Работа с кластером. Работа с текстом: Прочитайте предложения без имени прилагательного. (На слайде). Ива. Весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи. Из ивовых тонких веток делают дети дудки – свирели. - Какой вывод вы можете сделать? - Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет) - От чего зависит род, число у прилагательного? (от существительного) Задания по группам Определить у прилагательных из текста род, число. Выделить окончание. 1группа – из 1 предложения. 2группа – из 2 предложения. 3группа – из 3 предложения. 4группа – из 4 предложения. Взаимопроверка. – Поднимите руку, кто ошибся. - Молодцы! Хорошо справились. | Организация обобщения знаний об имени прилагательном, его грамматическом значении, морфологических признаках Контроль Организация работы с кластером Организация работы с текстом Организация групповой работы | Отгадывание загадки Называние признаков имени прилагательного Работа с кластером Выполнение заданий в группах Чтение текста про себя, выборочное чтение Аргументирование мнения о необходимости имени прилагательного в речи Взаимопроверка |
| - Слушаем следующую загадку: Что без меня предмет? Лишь название. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, И хлеб в полях растет. (глагол) - Что можете сказать про глагол? /отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделает?, обозначает действие предмета, изменяется по числам, временам, в прош.времени – по родам). Заполните кластер. Задания по группам От существительных образовать глаголы: прыжок -…, жар - …, рисунок - …, сушка - …, краска - … Записать глаголы, указать время: нарисует, плыл, пишет, танцевали, выучит, рассказывает. Записать глаголы, указать число: варит, поют, бежал, кричат, слушает, думают. Определить род глаголов: светило, грела, мыл, приехал, убежала, загремело. Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают). - Молодцы! Хорошо справились. | Организация обобщения знаний глаголе, его грамматическом значении, морфологических признаках Организация работы с кластером Контроль Организация групповой работы | Отгадывание загадки Называние признаков глагола Работа с кластером Выполнение заданий в группах Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают). |
5.Физ-культ-минут-ка | -Если я назову глагол – вы показываете действие, имя прил. – изображаете «волну» рукой, имя сущ. – хлопаете в ладошки. Тетрадь, прелестный, улыбаться, классный, ученик, пенал, прыгать, весёлые, бежишь, карандаш, молочный, молчит. | Организация физической паузы | Выполнение упражнений |
4. Обобщение и систематизация знаний. | - Какие ещё самостоятельную часть речи вы знаете? (местоимение,) - Что про него знаете? (У местоимения мы можем определить лицо и число.) - А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота» Задание: Я вам буду читать слова, а вы работаете в группах (ловите мячи - слова): 1 группа записывает - прилагательные, 2 – местоимения, 3 - существительные, 4 – глаголы. Багряный, полевки, вы, закричат, она, листопад, с ней, соболь, улетают, журавль, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют. Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают. | Организация систематизации знаний | |
5. Конт роль усвое-ния знаний. | - Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу на листках с распечатанными заданиями. | Организация проверочной работы с учётом дифференцированного подхода | Выполнение задания по выбору с последующей проверкой учителем |
6. Рефлексия. | - Подведем итоги нашего урока. - Какова была цель нашего урока? -Что обобщали? -Пригодится это вам когда – нибудь? -Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке? «Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем» (Да, т.к. мы используем части речи постоянно). -Оцените свою деятельность на уроке, отметив подходящие высказывания на листке. Обведи кружочком цифру с высказыванием (на листке с проверочной работой) -Благодарю вас за урок. | Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности | Высказывание своего мнения Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности |
7. Домашнее задание | Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи. Выписать любое предложение, выбрать по одному слову каждой части речи и указать морфологические признаки. | Комментирование | Запись в дневниках |